TTL в подводной цифровой фотографии.

Решение найдено

 

Основой получения технически качественных фотографий служит правильное определение экспозиции. Современные камеры в значительной мере сняли эту заботу с фотографа – практически все они умеют правильно определять экспозицию, т.е. устанавливать значения выдержки и диафрагмы исходя из текущей чувствительности пленки (или матрицы в цифровой фотографии) и освещенности объекта. И это все хорошо работает при достаточной освещенности. Между тем, в условиях недостаточного света, фотограф вынужден применять искусственное освещение объекта. К примеру, для подводной фотографии наиболее часто для освещения используются вспышки. Конечно при съемке со вспышками можно в ручную устанавливать как параметры экспозиции, так и соответствующие условиям съемки параметры вспышки, однако для автоматизации этого процесса и была изобретена система TTL.

Первоначальная версия TTL работала (да и сейчас работает в большинстве пленочных камер) сравнительно просто, и на её примере можно проиллюстрировать основные принципы. Вспышка включается фотоаппаратом после открытия затвора и производится общее экспонирование. Специальные датчики замеряют текущую освещенность фотоматериала, и в момент когда «по мнению камеры» правильное экспонирование кадра достигнуто, вспышке дается команда на выключение. Она гаснет и камере остается только закрыть затвор для завершения съемки кадра.

При кажущейся простоте данная система обеспечивает правильное экспонирование при использовании вспышки в большинстве случаев. Но только в большинстве. Есть несколько ситуаций, характерных в том числе и для подводной фотографии, в которых система TTL ошибается.

- прежде всего при съемке широким углом TTL может ошибиться если большая часть кадра занята и без того хорошо освещенным фоном. Особенно если при определении экспозиции фотографом учтена эта освещенность, поскольку он хочет чтобы то, что есть на заднем плане, было нормально передано. Так определив правильную экспозицию по освещенному объекту, и установив вспышки в TTL он еще практически при начале экспонирования получает правильную освещенности и вспышка выключаются камерой слишком рано, не выполняя освещение переднего плана. Таким образом получаем недодержку.

- в случае когда объект съемки находится на фоне хорошо отражающей поверхности (к примеру белый песок) камера прекращает работу вспышки раньше, чем проработан основной объект, основываясь на количестве света, отразившегося от фона. Получаем опять недодержку.

- в случае когда объект съемки освещаемый вспышками занимает слишком малую площадь кадра камера может продолжить освещение объекта считая общее экспонирование недостаточным, в то время как сам объект уже достаточно освещен. Получается передержка основного объекта съемки

- установка диафрагмы за пределы рекомендованного по таблице к вспышке диапазона TTL также может давать брак в съемке.

 

Конечно же выходом является полностью ручная установка мощности вспышек и параметров экспозиции – в этом случае все в руках фотографа. И многие профессионалы так и поступают, тем более что они, как правило, имеют вполне достаточно времени и опыта для такой работы. Тем не менее любительская фотосъемка, как правило, производится в составе группы в ходе очередного дайва. В этом случае объекты съемки по большому счету заранее не известны и снимающий не имеет достаточно времени на ручную установку оптимальных режимов. В этом случае использование TTL сильно облегчает ему жизнь: достаточно один раз посмотрев на экран фотоаппарата убедиться в том, что автоматика работает корректно, после чего полностью отдаться процессу творчества.

Еще одним аргументом в защиту использования TTL служит то, что он используется практически на всех современных цифровых автоматических камерах. Более того, зачастую на них даже не предусмотрен ручной режим управления встроенной вспышкой. И не смотря на это большинство пользователей полученное качество снимков вполне устраивает.

 

Нельзя сказать, что производители ничего не знают о недостатках систем TTL и не работают над их устранением. Эта их плодотворная борьба, особо обострившаяся с выпуском цифровых камер, и, соответственно, возросшими возможностями цифровой обработки изображения и определения экспозиции, привела к появлению целого ряда систем, которые хотя и имеют в своем обозначении эти три буквы (TTL) все дальше и дальше отходят одна от другой и становятся из-за этого совершенно несовместимы.

На настоящий момент автору известны системы:

 

S-TTL для Сигмы

3D-TTL и i-TTL для Никон

E-TTL для Кенона

P-TTL для Минолты

(автор не претендует на полноту этого списка, за всем не уследишь...)

 

Не вдаваясь в обсуждение отличий одной систем от другой скажем только, что они отличаются методом светового предтестирования объекта, учетом расстояния до объекта съемки, замером экспозиции и протоколами работы вспышек с камерами

 

И хотя современные TTL стали гораздо лучше работать и, соответственно, меньше давать брака при экспонировании, подводного фотографа это по большому счету не радует.

Дело в том, что в подводной фотографии одним из непременных условий получения хорошего снимка является применение выносных вспышек. И со старыми системами все было хорошо и ясно – есть достаточное количество подводных вспышек работающих с любыми пленочными фотоаппаратами, использующими старый TTL. Однако эти вспышки несовместимы с новыми TTL системами цифровых камер и могут работать с этими камерами исключительно в ручном режиме. А это, как уже писалось, хотя и вполне достаточно, но все же человек поездивший на машине с автоматической коробкой передач будет испытывать дискомфорт, если ему в придачу к новой и современной машине дадут ручную коробку передач и попросят опять втыкать передачи в ручную. Не смертельно, но дискомфортно. Гораздо лучше, если бы коробка (ну или к примеру подводная вспышка) могла работать в автомате, но при желании переходить на ручное управление.

Именно этому ведь и служат TTL системы?

 

Ну и как же быть фотографу, прибредшему цифровую камеру и желающему обзавестись выносной вспышкой для подводной съемки? При том желательно автоматической?

 

Тут надо выделить два основных случая: купленная камера имеет синхроконтакт для подключения внешней вспышки или его не имеет? Во втором случае вам придется волей не волей пользоваться встроенной вспышкой. Сделайте несколько кадров с ней, полюбуйтесь на разнообразие мути, попавшей в кадр и на отсутствие осмысленного изображения из-за этой мути, и проникнитесь мыслью о том, что необходима выносная внешняя вспышка. Слава богу производители подводного оборудования в соответствии с требованиями рынка начали выпуск вспышек предназначенных для цифровой фотографии. В вашем случае на бокс закрепляется маска практически полностью закрывающая встроенную вспышку, а к маленькому отверстию в этой маске крепится оптоволокно, по которому световой сигнал вашей вспышки передается на фотоприёмник светосинхронизации внешней вспышки. А вот что делает с этим сигналом внешняя вспышка отдельный разговор ...

На настоящий момент автору известно два основных подхода: один из них реализован фирмой Сиа анд Сиа, второй Инон.

Вспышки Си анд Си цифровой серии приняв по оптоволокну сигнал от встроенной вспышки фотоаппарата и пропустив соответствующее количество предимпульсов, служащих для определения аппаратом параметров экспозиции (это число выставляется регулятором на самой вспышке) включает вспышку и производит экспонирование. Для определения необходимого момента выключения вспышки в них есть датчик экспозамера, который в ходе работы (аналогично датчику в камере) замеряет текущую освещенность объекта (или если не повезет освещенность мути перед вспышкой) и выключает вспышку по достижению некой оптимальной освещенности. Уровень этой оптимальной освещенности выставляется фотографом на регуляторе вспышки. Вот и все. Простенько и со вкусом. Этот прием работает с любыми системами цифрового ТТЛ без ограничений. Тем не менее этот режим никак нельзя назвать TTL, поскольку вспышка сама измеряет освещенность того, на что она светит, т.е. замер осуществляется не через объектив фотоаппарата. А ведь любой кто снимал под водой может подтвердить – светит вспышка зачастую совсем не на то, что собственно снимает фотограф, и, соотвественно, управляется освещенностью не того объекта, который снимается. Тем не менее эти вспышки просты, сравнительно дешевы и позволяют добиться неплохих результатов при некотором опыте.

Фирма Инон пошла другим путем. В её вспышке D-2000 реализован S-TTL (не путать с TTL сигмы!). В данном случае имеется в виду, что вспышка работает полностью синхронно со встроенной вспышкой камеры. Т.е. ею производится ровно столько же световых импульсов что и на вспышке фотоаппарата и с тем же временным интервалом. Таким образом полностью обеспечивается работоспособность системы TTL камеры. Казалось бы все здорово, но и тут не без подводных камней. Оказывается, что разные TTL с точки зрения работы внешней вспышки отличаются не только числом предвспышек, но различной мощностью и скважностью основных импульсов. Иногда используются отдельные заполняющие серии вспышек на ряду с основными... Короче разнообразие ТТЛ приводит к тому, что вспышки с алгоритмом S-TTL совместимы не со всеми камерами. За списком камер с которыми такая вспышка работает нормально, следует обратиться на сайт производителя вспышек. Если она не подошла к вашей камере – значит ваш удел ручная работа или поиск других вариантов.

 

Следует отметить, что и фирма Икелайт также не осталась в стороне и выпустила систему напоминающую систему S-TTL фирмы Инон. Однако сигнал на включение вспышки передается не оптоволокном, а отдельным датчиком, соединенным с самой вспышкой кабелем. На первый взгляд данная система выглядит несколько громоздкой – если маскировать собственную вспышку фотоаппарата для избежания появления в кадре мути, достаточно объёмный выносной датчик придется монтировать на бокс. Тем не менее подобная схема позволяет создать целую систему света – ведь данный выносной датчик может находится и достаточно далеко от камеры, управляя второй вспышкой, которую, к примеру, держит в руках Ваш ассистент.

 

На этом закончим о случае, когда камера не оснащена синхроразъемом, и рассмотрим другой – у вас синхроразъем есть! Как правило, синхроразъемом оснащаются дорогие и качественные полупрофессиональные и профессиональные камеры. Если он у вас есть, то вам повезло: количество возможных вариантов возросло.

Вариант первый и самый простой – забудьте о синхроконтакте. Пользуйтесь только встроенной вспышкой и решение задачи сведется к предыдущей. Со всеми теми же минусами.

Есть еще два варианта: самый надёжный забоксировать вспышку, которая предназначена для вашего фотоаппарата на поверхности. Работать все будет идеально, как и задумано производителем камеры выдумавшем (черт бы их побрал) этот TTL только для вашей камеры и выпустивший для неё соответствующую вспышку. Но этот путь весьма недешев. И сами новые вспышки и боксы под них стоят значительных денег. Есть множество примеров, когда использование этого варианта приводит к прекрасным техническим результатам.

И, наконец, путь по которому в результате идут большинство обладатели дорогой зеркальной цифровой техники, которые хотят добиться от неё качественной съемки. В качестве внешних подключаются обычные старые вспышки которые хотя и не понимают новые TTL протоколы, за то предназначены для использования в подводной среде и с ними можно работать в ручную. Изредка используют слегка модифицированные вспышки, которые от старых отличаются только тем, что имеют гораздо больше ступеней корректировки мощности для более точной ручной настройки.

Ну, и казалось бы для чего статья? Так много написать о TTL с тем, чтобы все равно придти к ручному режиму?

Но не все так безысходно. Блуждая в просторах Интернета я натолкнулся на сайт http://www.heinrichsweikamp.net/blitz/indexe.htm Некие инженеры, судя по информации на этом сайте, вполне успешно производят конвертеры, которые позволяют подключать некоторые обычные подводные вспышки к цифровым камерам, полностью сохраняя функционал TTL работы последних. При этом ими решены проблемы подключения к камерам как оснащенных синхроконтактами (Сони, Олимпус, Никон, Кенон) так и без них. Безусловно обслуживаются далеко не все цифровые камеры и не все подводные вспышки, но анализ таблиц совместимости оборудования, на котором по утверждению владельцев сайта проведено тестирование их продукции, по настоящему впечатляет. Складывается ощущение, что проблема совместимости различных систем TTL в подводной съемке наконец-то решена...

Дело за малым – проверить так ли все хорошо на самом деле. Для этой цели у производителей был приобретен i-TTL конвертер, предназначенный для подключения фотоаппаратов Nikon D70 к вспышкам Sea&Sea YS60/90/120, Subtronic Mini/Midi/Maxi/Nova, Inon Z220 или Ikelite DS-125/DS-50

Конвертер представляет собой небольшую платку, монтируемую в бокс любой фирмы, и вставляемый в разрыв между синхроразъемом камеры и пятиштырьковым внешней вспышки. С первого взгляда кажется что это очень простая схема, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что она собрана на микросхеме, которая предварительно программируется. Т.е. ноу хау производителей заключено именно в этой внутренней программе конвертера.

Конвертер питается от батарейки CR2032, которая по утверждениям производителей обеспечивает работу конвертера в выключенном состоянии до 5 лет, а с включенной вспышкой до 33 часов.

Однако, к чести производителя, мы провели данную процедуру один раз, после чего конвертер заработал без замечаний.

И так, каковы же результаты?

 

Тестирование проводилось на камере Nikon D70S, чувствительность ISO 200 в режиме M.

 

Данная серия фотографий сделана со штатной вспышкой SB-800. Выдержка 1/60, диафрагмы 4.5, 5.6, 8, 11, 16, 22. Здесь видно, что система TTL камеры работает корректно и позволяет получить нормальные снимки во всем диапазоне диафрагм.

 

Эта серия фотографий сделана со вспышкой Сеа анд Сеа YS-120 с использованием iTTL конвертера. Параметры экспозиции аналогичны предыдущим. При работе индикатор TTL режима вспышки сигнализировал о достижении правильной экспозиции. Как видно из этого примера TTL режим с данной вспышкой работает абсолютно идентично тому, как он работал со штатной вспышкой. Некоторое отличие цвета фотографий вызвано разными температурными характеристиками вспышек.

 

Для более точной настройки вспышки при съемки в режиме TTL в фотоаппарате D-70 есть коррекция мощности вспышки. Т.е. если фотографу покажется, что основной объект пересечен/недосвечен, то он может через управление фотоаппаратом снизить/увеличить мощность вспышки, не переходя в ручной режим управления ею, по прежнему находясь в автоматическом TTL режиме. Оказалось что iTTL конвертер корректно отрабатывает и этот режим. Ниже приведен пример съемки со вспышкой YS-120, выдержка 60, диафрагма 5.6.

   

 

Первый кадр – без коррекции вспышки. Второй – коррекция +1, далее коррекция -1 и -1.7

 

В тестируемом конвертере декларируется возможность ручного управления мощностью вспышки с 20-ю градациями мощности. При этом в ручном режиме можно использовать не только вспышки, перечисленные как совместимые для TTL режима, но и другие подводные вспышки. Для перевода в ручной режим фотоаппарат переводится в режим синхронизации по задней шторки, а потом, с помощью коррекции мощности на самом фотоаппарате, выставляется требуемая мощность.

В этом режиме тестировалась вспышка YS-350. выдержка 1/60, диафрагма 5.6.

 

     

 

при коррекции 0 (первый кадр) вспышка выдала полную мощность. Далее вводилась коррекция: -0.3, -0.7, -1, -1.7, -2.3

На фотографиях явно видно как снижалась мощность вспышки. Скорее всего оптимальное значение коррекции для данного снимка - -1. При использовании цифровой камеры оптимальную коррекцию в ручном режиме достаточно легко определить по гистограмме получаемого снимка. Если пик гистограммы смещен влево – необходимо уменьшить мощность вспышки, если в права – увеличить.

 

И так выводы: тестируемый i-TTL конвертер позволяет работать  фотоаппарату D-70 в TTL и ручном режиме с традиционными подводными вспышками. При этом во всем диапазоне тестов он работает корректно.

Наверное следует поздравить подводных фотографов с появлением подобного прибора – это открывает новые возможности в цифровой подводной фотографии.

 

Ради справедливости стоит заметить, что мысль об использовании подобных конвертеров не явилась уникальной. Примером служит свежая линейка боксов фирмы Икелайт. В новых боксах предназначенных для фотоаппаратов Кенон, Никон, Олимпус уже встроен ТТЛ конвертор, аналогичный описываемому. Наверное он работает не плохо, однако Икелайт разрешает подключать к нему только свои вспышки, да и то далеко не все. Так что универсальность этого решения сомнительна.

 

 

 

 

Авторы:

 

Ведёхин Михаил

Гудзев Владимир

 

Написано в октябре 2005

 

домой