Размышления о
способах синхронизации внешних вспышек с подводной фотокамерой.
Давно уже канули в лету те благословенные времена, когда на рынке подводной фототехники присутствовали исключительно плёночные аппараты. Как же все было просто – берешь любой из доступных фотоаппаратов, втыкаешь в него любую из доступных вспышек – и вуаля, все работает.
Но беспощадный прогресс разрушил эту идиллию, и теперь взяв произвольную камеру и воткнув в неё произвольную вспышку вы, скорее всего, получите совсем не тот результат, что ожидали. Проблемы сопряжения цифровых камер со вспышками решаются по разному, и довольно большое число возможных вариантов решения лишь говорит о том, что оптимального пока так и не найдено.
Понимая, во-первых уникальность сложившейся ситуации, а во-вторых то, что новичкам в ней разобраться совсем не просто, я решил систематизировать свои скудные знания и опыт в этой области. Возможно они кому-нибудь помогут. А если и нет, то польза от них будет хотя бы в том, что лет через 5, когда даст бог будет найдено правильное и красивое универсальное решение, мне просто доставит удовольствие еще раз перечитать рассказ о царившем в наше время бардаке.
По большому счету все нижесказанное имеет отношение и к зеркалам, и к мыльницам, просто надо понимать, что если, к примеру, описывается синхронизация через горячий башмак а у вашей камеры его нет, то это не для вас, если обсуждаются оптическая синхронизация а у вашей камеры нет встроенной вспышки, то читайте это просто для сведения..
Как работает вспышка? Она пыхает. Это понятно всем, кто брал в руки камеру. Но пыхает она не просто так, а со смыслом – задача камеры сделать снимок с правильной экспозицией и для этого зачастую она применяет вспышку. Для того, чтобы её применить, камера, если она снимает в автоматическом режиме, должна выставить правильную диафрагму, задать нужную выдержку, открыть затвор, зажечь на нужное время вспышку, закрыть затвор – все, снимок сделан.
В ручном режиме все происходит несколько иначе: – камера дает сигнал вспышке в какой момент включиться, а фотограф варьируя диафрагму и/или мощность вспышки в ручную (практически это продолжительность горения вспышки) добивается правильной экспозиции.
В принципе в ручном режиме вполне можно работать, особенно учитывая то, что на контрольном экране вы немедленно видите результат съемки и тут же можете подкорректировать мощность вспышки в соответствующую сторону. Однако скорее всего вам придется подбирать мощность вспышки для каждого нового кадра в отдельности. И это тем более неприемлемо, если надо снять кадр влет – объект съемки может вам и не предоставить второй попытки. В этом случае на помощь приходит автоматика камеры, которая берет на себя управление мощностью вспышки. Данная система имеет обозначение TTL (замер сквозь объектив) и в большинстве случаев работает корректно. Настолько корректно, что переходить в режим ручного управления приходится сравнительно редко. Для понимания принципов подбора внешних вспышек, а также способов их синхронизации с камерой, стоит объяснить принцип работы этой системы поподробнее.
В принципе идея TTL пришла из пленочной фотографии. Там вспышки и в ручном, и в автоматическом режиме работали по приведенному выше алгоритму: открыл затвор, включил вспышку, закрыл затвор. Только в момент экспонирования специальный датчик мерил отраженный от эмульсии пленки свет с тем, чтобы определить достаточна ли она освещена. И когда освещение достигало нормы, камера давала приказ вспышке отключиться. Простая и надежная схема, работавшая на камерах разных производителей совершенно одинаково.
Однако с переходом к цифровой фотографии выяснилось, что на матрицах невозможно замерить отраженный свет – у неё совершенно другие характеристики отражения чем у пленки. С этим надо было что-то делать, и каждая из фирм производителей стала искать пути решения этой проблемы. Все фирмы пошли одинаковым путём: путём предварительного, до открытия затвора, замера требуемого освещения объекта. Это выполняется с помощью одной или целой серии предвспышек. На основании измерения освещенности объекта от них камера определяет необходимую мощность главного импульса, за тем открывает затвор, производит вспышку рассчитанной мощности, и закрывает затвор после экспозиции. Принцип-то один, да вот реализация у всех фирм получилась разная. Использовались разные датчики, по разному моделировалась длительность, мощность и скважность предвспышек, что повлекло за собой разработку новых, несовместимых между собой вспышек и протоколов их работы. Камеры потеряли совместимость со старыми вспышками в TTL режиме (или вернее старые вспышки оказались несовместимы с новыми камерами), более того, различие протоколов достигало того, что даже в пределах цифровой линейки камер одной фирмы существовало несколько разных несовместимых протоколов.
Так кончилась золотая эра подводных вспышек, совместимых всегда и со всеми камерами, и начался истинный бедлам…
Каждый начинающий подводный
фотограф на первых же шагах сталкивается прежде всего
с проблемами освещения. Выясняется что уже на глубинах 7-
И после первых же попыток
использования встроенной вспышки фотограф убеждается
что под водой она не достигает своей цели так эффективно, как это было на
поверхности. Прежде всего потому, что во-первых под
водой её мощности хватает чтобы осветить объект не дальше 30-
Ну с мощностью вспышки и тенью от бокса все более-менее понятно, а взвесь ярко подсвечивается вспышкой из-за того, что основное отражение света от частичек взвеси направлено в сторону падающего на них света, т.е. в направлении вспышки, и поскольку она стоит совсем рядом с объективом, то и отраженный свет волей-неволей попадает на кадр. Для того, чтобы избежать этого эффекта в некоторых боксах используют матовое стекло, делающее свет от вспышки более рассеянным. Но помимо того, что это решение еще более снижает мощность вспышки (и без того невеликую) оно еще и малоэффективно.
Самое правильное в такой ситуации – применять выносную вспышку, при этом полностью экранируя или выключая вспышку встроенную – это позволит расположить ось объектива и ось вспышки несоосно и избежать засветки взвеси.
И так понятно, что нам нужна внешняя вспышка, которая бы хорошо синхронизировалась с камерой и крайне желательно чтобы она могла работать в TTL режиме.
Сами собой напрашиваются два основных пути: что-то выбирать из того большого разнообразия подводных вспышек, что предлагают фирмы-производители подводного оборудования, либо обратить свое внимание на штатные для вашей камеры вспышки – ведь они-то будут работать с автоматикой камеры вообще идеально.
Путем обсуждения с коллегами мы пришли к выводу: и у того и у другого способа достаточно плюсов и минусов так что боксирование и использование штатных вспышек или использование специальных подводных – в бОльшей степени дело вкуса каждого фотографа в отдельности. Стоит только упомянуть достоинства и недостатки каждого из этих походов.
Как уже писалось – штатные вспышки идеально работают с автоматикой камеры. Как ни крути, но вспышки от сторонних производителей не во всех случаях могут давать идеальную совместимость, хотя лично на мой взгляд достаточно той 99% совместимости, что мы на них достигаем.
Одно из следствий того, что штатные вспышки отлично приспособлены для работы с камерой, это то, что они могут синхронизироваться с камерой на очень коротких выдержках, недоступных для не родных подводных вспышек. Это бывает важно, особенно при съемке против солнца.
Что касается стоимости решения, то оно приблизительно равно (если рассматривать подводные вспышки среднего класса) Получается стоимость штатной вспышки + стоимость бокса под неё по размеру цен практически эквивалентна стоимости подводной вспышки. Есть, конечно, рекордсмены по стоимости и среди подводных вспышек и среди боксов для штатных вспышек, но в среднем получается баш на баш.
Весовые характеристики и требования по питанию у этих решений также приблизительно равны. Правда если бокс для штатной вспышки сделан не из поликарбоната а из металла, тогда её вес значительно превзойдет вес подводного варианта (и здесь и далее помним о том, что мы говорим о средних представителях, а не о рекордсменах)
Подводные вспышки имеют бОльшее ведущее число под водой и бОльший угол рассеивания, чем их боксированные собратья. Кому-то этот показатель очень важен, а кому-то может показаться несущественным, ведь, к примеру, для макросъемки угол и мощность не играют решающей роли.
Живучесть под водой в случае протекания у этих систем существенно отличается. В случае штатной вспышки – это её потеря. Большинство подводных вспышек делаются таким образом, что батарейный отсек герметичен , и даже в случае его затекания вспышка из строя не выходит.
Возможность подключения одновременно двух вспышек (кому-то это не надо, а вот я, к примеру, отношусь к тем, кто предпочитает плавать с двумя вспышками) есть в обоих вариантах. Однако если в случае подводных вспышек она штатная, просто используются соответствующие кабеля, то для штатных вспышек фирмы изготовители не предусмотрели варианта включения их в параллель. Тем не менее если это достаточно дорогие модели (к примеру SB-800 Никона) то можно использовать встроенную в них фирменную систему управления группами внешних вспышек. Однако это потребует дополнительной модификации системы.
Те из фотографов что имеют опыт использования и штатных и подводных вспышек отмечают, что в случае буксированных штатных вспышек система получается более громоздкой и требует более тщательной весовой компенсации баланса камеры под водой, чем система с подводными вспышками.
Некоторые боксы для штатных вспышек боксирую их «лежа». Возможно с гидродинамической точки зрения так и лучше, однако в этом случае для изменения настройки вспышки приходится переворачивать весь бокс, чтобы добраться до дисплея вспышки. Тем не менее мне думается, что это нельзя считать недостатком самого подхода – это недостаток отдельных боксов, на который просто стоит обратить внимание.
Как видно из приведенного выше перечня слишком много разных плюсов и минусов у этих двух подходов чтобы безоговорочно отдать преимущество хотя бы одному из них. Так что по-моему это дело религии каждого отдельного фотографа…
Отложим в сторону штатные вспышки, с ними все более менее понятно, и обратим внимание на подводные. При внимательном взгляде на них мы обнаружим, что их производители с момента выхода цифровых камер не стояли на месте, а старались учесть и соответствовать. И эти их старания привели к тому, что появилось множество вспышек, декларируемых производителем как вспышки «для цифровой фотографии». Но при этом работающих совершенно по разному и дающих, естественно, в значительной степени разный результат. Попытаюсь хоть как-то классифицировать их по режимам работы.
· Прежде всего это старые добрые пленочные вспышки. Как это ни странно, но в большинстве из выпускаемых сейчас моделей вспышек оставлен старый способ пленочной TTL синхронизации. Зачем это сделано будет понятно позднее, а сейчас стоит отметить что такой режим во вспышке позволит ей работать с цифровой камерой только в ручном режиме и то далеко не всегда, а только тогда когда и автоматика камеры переведена в ручной режим управления вспышками, т.е не использует предвспышки для вычисления основного импульса. Следует также отметить, что степень ручного регулирования у старых моделей вспышек весьма ограничен, как правило это полная, 1/2 и 1/4 мощности.
· Ручные цифровые вспышки. Они появились практически сразу в ответ на то, что вспышки первого класса требовали перевод камеры в ручное управление вспышками – это ведь далеко не на всех камерах возможно. По этому эти незатейливые механизмы просто пропускают все предвспышки камеры (естественно для этого у камеры их должно быть фиксированное количество) и выдают основную вспышку. Они, естественно, управляются в ручную также как и первая группа, однако имеют гораздо больше степеней регулировки, чем первая группа.
· Вспышки с автозамером. Очень интересное изобретение, позволившее достигнуть хороших результатов не влезая в TTL протокол камеры. Эти вспышки так же пропускают предвспышки как и предыдущая группа, также как и они имеют ручную регулировку, но сами управляют продолжительностью своего свечения. Они имеют встроенный фотоэлемент, который замеряет освещенность того объекта на который светит вспышка и по достижению правильного освещения выключает вспышку. Степень этого освещения и задается фотографом в ручную помощью переключателя, установленного на вспышке. Существенный недостаток этих вспышек – измерение освещенности того, на что они светят, а не того, что собственно снимает камера.
· Наконец TTL вспышки. Эти вспышки честно пытаются отработать протокол выдаваемый камерой, дать то количество и именно той мощности и продолжительности предвспышек что просит камера, и затем выдать основной импульс на основании её расчетов.
Наверное стоит отметить, что среди подводных вспышек встречаются как узкие специалисты, работающие только в одном из описанных выше режимов, так и специалисты широкого профиля, включающие в себя все режимы. Честно говоря не знаю что и лучше – с одной стороны универсальная вспышка сможет работать с любой камерой, которая окажется у вас в руках. С другой стороны она очень сложна в управлении из-за множества режимов и функций. Да и получается что вы покупая её переплачиваете за те функции, которые возможно никогда в жизни и не используете. Так что это еще одна серьезная тема для раздумий.
Еще одна, очень немаловажная для съемки в ТТЛ режиме цифровой фотографии характеристика подводных вспышек – это максимальная скорость, с которой они могут выдавать предвспышки. Тут имеется в виду минимальное время за которое вспышка выдав предвспышку будет готова к следующей предвспышке. Эта характеристика зависит от аппаратной реализации вспышек и у старых моделей она недостаточна для новых камер, которые требует большой скорости работы вспышки. Независимо от способа синхронизации внешней вспышки с вашей камерой (о способах синхронизации чуть ниже), если вы используете вспышку со слишком маленькой скоростной характеристикой, результаты могут быть далеки от совершенства.
Почему могут, почему не обязательно будут? Дело в том, что многие модели современных камер выдают, в зависимости от условий съемки, разное число предвспышек. И если, к примеру, выдана одна предвспышка и её оказалось для замера экспозиции достаточно, то камера открывает затвор и дает основную вспышку. В этом случае на открытие затвора требуется значительное время и даже вспышка с большой временной характеристикой успеет отработать этот протокол. Если же условия съемки поменяются и камере потребуется бОльшее количество предвспышек, то не совместимая с нею вспышка может просто не успеть этого сделать, что приведет к ошибкам в замере экспозиции.
Так, к примеру, по данным http://www.heinrichsweikamp.net Фотоаппарат Nikon D-300 требует частоты предвспышек 8000 Us. Если мы к нему попробуем подключить вспышку Inon Z-220, которая имеет минимальную частоту 30000 US, то в автоматическом режиме возможны проблемы, однако её идеально подойдет вспышка Inon Z-240, имеющая 2000 Us. Между тем та же медленная Z-220 будет прекрасно работать с Nikon D-70, требующем 110000 US.
С этой несовместимостью мне пришлось столкнуться на собственном опыте, когда я подключил вспышки YS-120 (60000 Us) к камере Nikon D-200 (19000 Us). Судя по таблицам совместимости, размещенном на сайте фирмы Sea & Sea, это все должно было работать в ТТЛ режиме. Однако японцы оказались неправы – не смотря на отличные тесты на поверхности, под водой, при плохих условиях освещенности, вспышки давали произвольные сбои. Проблема была решена заменой YS-120 на Inon Z-240.
И так, как видим, чем дальше, тем все запутаннее и запутаннее…
При рассмотрении режимов работ подводных вспышек я сознательно ничего не упоминал о способах их подключения к камере. Все вспышки по способам подключения можно отнести к двум группам: синхронизирующиеся по проводам, и по вспышкам света. Естественно бывают и универсалы, позволяющие оба способа синхронизации.
Дело в том, что по большому счету режим работы вспышки слабо зависит от способа её подключения, и, как правило, она будет работать одинаково как её не подключи.
И все это действительно так пока мы не говорим о четвертом режиме из перечисленных выше – режиме работы в TTL.
И так есть два способа управления внешней вспышкой – управлять ею по проводам, либо управлять ею светом. Рассмотрим прежде всего оптическую синхронизацию.
Сигнал на управление вспышкой по оптической синхронизации берется непосредственно со встроенной вспышки фотоаппарата. Очевидно, Что управлять внешней вспышкой светом также можно несколькими способами: можно световой сигнал передать через оптокабель, или же просто через толщу воды без использования кабеля. Управление без оптокабеля для вспышек, установленных на сам фотоаппарат, кажется мне не правильным – во первых при этом встроенная вспышка камеры не маскирована со всеми вытекающими при этом проблемами засветки взвеси. Во-вторых открытый оптодатчик выносной вспышки будет реагировать не только на свою камеру, но и на работу камер соседей и даже на яркие блики солнца. Конечно отлично, когда в руках модели, находящейся в кадре, вспыхивает блиц – это красиво. Но все же для своих родных (стоящих на собственном боксе) вспышек лучше использовать оптокабель.
Как уже писалось через оптокабель можно реализовать любые режимы работы вспышек – лишь бы вспышка эти режимы поддерживала. При этом в оптическом ТТЛ режиме, вспышки умеющие это делать просто повторяют за ведущей вспышкой камеры все, что она делает (обычно его называют проходным TTL). Внутренняя вспыхивает – и внешняя вспышка вспыхивает. Внутренняя гаснет – и внешняя также гаснет. Этим способом в большинстве случаев удается обмануть автоматику самой камеры и она принимает внешние вспышки за собственные, со всеми вытекающими.
Часто режим светосинхронизации кажется единственно возможным для камер, которые не оборудованы горячим башмаком для подключения внешней вспышки. Однако это не совсем так: существуют адаптеры, которые улавливают сигнал встроенной вспышки камеры (если бокс прозрачен, то её лучше замаскировать, оставив небольшую дырочку напротив адаптера) и переводят его в управляющий сигнал, передаваемый в дальнейшем по проводам. По сути это является неким заменителем управления по оптокабелю в том случае, если вы желаете использовать внешние вспышки, у которых отсутствует возможность светоуправления.
Однако обычно при синхронизации по проводам используется горячий башмак камеры с которого берутся сигналы в том протоколе, в котором работает данная камера. Тут мы, если хотим работать не в ручном режиме, а в режиме TTL, сталкиваемся с проблемами совместимости: принимает-то мы сигнал в протоколе камеры, а выдаем на внешнюю вспышку, которая по проводам работает (вспомните, на многих современных вспышках этот режим оставлен специально для такого использования) как старая пленочная TTL вспышка. Для целей согласования очередной несуразности применяются TTL конверторы. Именно в их задачу входит сделать так, чтобы камере казалось, что к ней подключена её родная вспышка, а вспышке казалось, что она подключена к обычной пленочной камере. Преобразуя одни сигналы в другие по определенному алгоритмы конвертору (как и в случае оптосинхронизации) в большинстве случаев удается обмануть автоматику самой камеры и она принимает внешние вспышки за собственные, со всеми вытекающими.
Иногда встречаются вспышки с разъемами уже “под Nikon” или «под –Кэнон», однако при ближайшем рассмотрении они оказываются все теми же пленочными TTL вспышками, в корпус которых уже встроен соответствующий конвертор.
Давайте рассмотрим сильные и слабые стороны этих двух способов синхронизации. Путем опроса коллег удалось выяснить следующие аспекты:
В общем случае светосинхронизация через оптокабель делается проще, чем проводная синхронизация. Меньше отверстий в боксе, отсутствует конвертор, соответственно меньше точек отказа.
Между тем использование этого способа требует задействования внутренней вспышки фотоаппарата. И хорошо, если камера имеет возможность переключить внутреннюю вспышку в режим управления, в противном случае она пользуется ею на все 100% пожирая аккумулятор и замедляя темп съемки на время заряжания внутренней вспышки.
В то же время при проводной синхронизации внутренняя вспышка никак не задействуется, что приятно. Другой приятностью проводной синхронизации является (в большинстве случаев) наличие корректора, установленного на конверторе. Простым поворотом регулятора на боксе вы можете ввести экспо-коррекцию вспышек в режиме ТТЛ – нет необходимости для этого лазить в меню камеры, или тянуться к корректору вспышки (если он там есть, конечно :-)
Несомненным плюсом проводной синхронизации является то, что используя её можно утилизировать старые пленочные вспышки. Но это скорее всего ни преимущество и не недостаток, просто констатация факта.
В зависимости от типа камеры использование оптической синхронизации может дать неожиданный эффект: в некоторых камерах если, к примеру, вспышка поднята, то о используется режим съемки со вспышкой, ограничивающий диапазон возможных выдержек. В случае использования конвертора его (если позволяет его конструкция) можно отключить, дав тем самым понять камере, что внешняя вспышка выключена. При светосинхронизации если в меню камеры не предусмотрено отключение вспышки, то получается что под водой вы не сможете перейти в режим съемки без вспышек для использования нужных вам выдержек. Так что при выборе способа синхронизации с внешней вспышкой следует внимательно изучить особенности своей камеры.
Как видим и здесь, также как и ранее при выборе типа вспышек, выбор способа синхронизации в большой мере зависит просто от предпочтения фотографа – оба способа имеют как плюсы так и минусы, оба способа вполне работоспособны.
И тем не менее зачастую правильно подобранные вспышки с правильно выбранным способом синхронизации дают сбои и работают в ТТЛ режиме неверно. Отчего же?
Тут стоит вспомнить то, с чего начиналась данная статья. Дело в том, что все фирмы-производители фотоаппаратуры пошли разными путями и используют разные протоколы работы вспышек, разные способы замеров при предвспышках. Так, к примеру, насколько мне известно фирма Никон использует серии предвспышек одинаковой мощности но разной длительности, А Кенон в состоянии варьировать не только длительность предвспышки, но и её мощность. Безусловно для того чтобы внешняя вспышка корректно отработала приказ камеры применяемые при проводной синхронизации конверторы должны адекватно преобразовать сигналы. Так в случае Кенона конвертор сначала должен принять от камеры какой длительности и какой мощности она хочет сделать вспышку, потом, т.к. выносная вспышка может регулироваться только длительностью импульса, пересчитать эти данные и заказать от внешней вспышке срабатывание заданной длительности. Тут ошибки возможны не только в следствии подмены одной модуляции другой, но и из-за ошибок алгоритмов пересчета.
Казалось бы проходной оптический ТТЛ избавлен от этих недостатков – ведь вспышка просто как попугай повторяет все, что делает встроенная вспышка фотоаппарата. Но чудес не бывает – она может повторить только то, на что способна сама внешняя вспышка, и если она не способна к мощностной модуляции, то она не сможет повторить требуемое Кеноном. Значит также как и в случае конвертора для таких вариантов подключения к камерам надо предусматривать варианты подмены одной модуляции другой со всеми вытекающими. Косвенным показателем что все тут не так просто служит непременное наличие на хороших вспышках, поддерживающих оптический проходной ТТЛ, нескольких вариантов этого ТТЛ и плюс еще возможность ручной коррекции. При этом от модели к модели число этих режимов возрастает зачастую ставя в тупик неподготовленного к этому пользователя – вспышка становится весьма трудноуправляемой.
Тем не менее в большинстве случаев все работает прекрасно, а редкие сбои автоматики наступившие из-за перечисленных выше причин, парируются введением коррекции.
Опубликовано: «Нептун N 6 2009»