Ноябрь 2007

Нарвик

Норвегия

 

В сентябре прошлого года от моих Питерских знакомых совершенно неожиданно поступило предложение съездить на ноябрьские праздники понырять в Норвежский город Нарвик на затонувшие там суда. Новым для меня явилось то, что оказывается они ездили туда уже неоднократно и рассматривают это скорее как поездку выходного дня, а не серьезную экспедицию заграницу. Ну что ж – для жителей Питера Скандинавия действительно гораздо ближе, чем для жителей Москвы.

Предложение показалось мне весьма заманчивым, даже не смотря на то, что я не являюсь большим любителем погружений на затонувшие суда – просто я много раз путешествовал по Норвегии на автомобиле, заболел её природой, но еще никогда не был там в это время.

 

План поездки Питерцев следующий:

2 ноября – с утра выезд. День пути до Нарвика. Дорога 1400 километров. Они арендуют микроавтобус с прицепом. В прицеп загружают все барахло (на месте нет ни баллонов ни грузов – есть только компрессор). В принципе на дорогу уходит часов 20, так что отбывая в 4 утра из Питера в 12 ты уже на месте. Кажется долго – но это ведь в автобусе. Не ты же за рулем – тут можно и поспать, и пообщаться с попутчиками, и на пару часов остановиться в каком ни будь городе по дороге...Так что путешествие протекает незаметно.

3,4 ноября – проживание в кемпинге недалеко от Нарвика, дайвинг по два погружения в день.

5 ноября – обратная дорога в Питер.

Общий бюджет поездки приблизительно 15 000 рублей, включая дорогу, дайвинг и проживание.

Действительно ненапряжная поездка выходного дня. Ладно, вроде бы в неё и я вписываюсь: если я стартую на поезде в Питер в ночь с 1 на 2 ноября – то приеду к отправлению автобуса в Нарвик, а на обратном пути могу сесть в поезд на Москву и проехав ночь утром 6 ноября оказаться уже на работе – захватывается только один рабочий день. Прекрасно!

 

От питерцев поступает важный совет: мы не знаем сколько у нас займет переход границы с Финляндией, по этому есть риск не успеть в Питере на ночной поезд. Чтобы не рисковать лучше сесть на поезд до Российской границы: поезд Хельсенки-Москва делает последнюю остановку перед границей в поселке Вайниккала – там лучше на него и сесть.

 

Ну что ж, план одобрен, билеты куплены, теперь осталось понять а куда же мы, собственно, едем? Я решил поискать материалы о Нарвике и Интернете и был просто поражен: мы очень многое знаем о ходе Второй Мировой войны на территории России, немного о том, что происходило в западной Европе. Мы поражены знаниями, к примеру, американских школьников которые очень мало знают о войне, которую вел Советский Союз, но между тем мы сами не знаем практически ничего ни о войне в Скандинавии, ни в Африке, ни на островах Океании... По этому я не удержусь и приведу здесь обширнейшую историческую справку о событиях в Нарвике. Кто по прежнему не хочет ничего об этом знать – просто пропустите её и переходите к описанию путешествия.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Второй по величине в северной Норвегии город и порт Нарвик расположен на севере Норвегии на берегу 30-мильного Уфут-фьорда, являющегося продолжением 80-мильного Вест-фьорда.. С его именем связаны наиболее значимые события Второй Мировой войны в Норвегии, и связано это с тем, что именно здесь развернулись наиболее длительные и кровопролитные сражения этой компании.

 

Германия в годы Второй Мировой войны существенно зависела от поставок железной руды из Швеции и если в летние месяцы она успешно доставлялась через Ботнический залив, то в зимние, когда он сковывался льдом, руда доставлялась железной дорогой до Нарвика, откуда уже и везлась рудовозами в Германию. Также вдоль побережья Норвегии поставлялась и часть экспортной руды из Советского Союза в Германию.

Следует отметить что Норвегия, в конце тридцатых годов хранившая нейтралитет, поставляла руду также и в Англию. Так норвежские источники заявляют, что основную массу шведской руды немцы вывозили из Лулео через Ботнический залив. Из Нарвика вывозилось всего около 10 %, причем основную ее часть получала Англия, а не Германия.

 

Но Англия в те годы воспринимала Норвегию как зону своего влияния, а 30 ноября 1939 года, когда началась советско-финляндская война, порт Нарвик приобретал дополнительное стратегическое значение как путь, по которому шла англо-французская военная помощь Финляндии. Разумеется, использование Нарвика затрагивало нейтралитет Норвегии и Швеции, которым союзники предъявили требование свободного пропуска людей и поставок.

 

23 января 1940 года Гитлером, не смотря не его более ранние заявления в полном нейтралитете и отсутствии претензий к Норвегии, было принято решение о подготовительных мероприятиях к вторжению в Норвегию, получившая кодовое название «Везерюбунг» — «Учения на Везере». Историки сходятся на том, что желание захватить Норвегию связано скорее не с поставками железной руды, а в первую очередь со стратегическим положением Норвегии – её захват позволял немецкому флоту выйти на оперативный простор и развязывал ему руки в войне против Великобритании.

 

Противники немцев это также прекрасно понимали и в свою очередь, начиная с января 1940 года, также приступили к планированию боевых действий в Скандинавии. Высадка в Нарвике и Тронхейме по плану «R4» намечалась на 10 апреля силами двух батальонов. При этом англичане явно надеялись провести высадки без сопротивления – столь скудные силы они выделяли для этой операции.

 

Однако Гитлер пошел на значительный риск начиная планировать одновременно две компании – в Западной Европе и в Дании с Норвегией. 27 марта фюрер довел до сведения высшего военного командования, что намерен начать вторжение в Норвегию 9 или 10 апреля. День «Х» был назначен!

 

К операции привлекалось 2 линкора, 7 крейсеров, 14 эсминцев, 8 миноносцев и большое число более мелких кораблей — практически весь наличный состав флота. Скандинавский блицкриг подразумевал молниеносное занятие важнейших портов Норвегии. Нарвик был намечен как самая северная цель в этой компании. Немцы начали наступление 8 апреля и были объявлены агрессорами. Но вспомним, что за день до этого британские десанты были готовы к выходу в море. С учетом времени, требовавшегося на переброску, их высадка могла произойти 10–11 апреля. Сопоставив все факты, становится ясно, что истинной причиной германского вторжения в Норвегию был страх, что другая сторона осуществит это первой.

 

Начало операции против Нарвика 8 апреля ознаменовалась для немцев не только захватом трех норвежских сторожевиков но и курьезом: высадившимся на побережье ротам горных егерей не удалось выполнить боевые задачи – захватить береговые батареи Норвежцев. Они их просто не нашли. Как позже выяснилось принятое Норвегией в 1912 году решение установить тут укрепления осталось лишь на бумаге... Это, к стати, в дальнейшем значительно усложнило для немцев защиту Уфут-фьорда – ведь они рассчитывали на эти батареи.

 

В 5:15 на подходе к Нарвикской гавани на пути немецких миноносцев возник норвежский броненосец «Эйдсволль», предупрежденный захваченными сторожевиками и готовый к бою. Однако немцы, полагавшиеся на разведанные, надеялись на лояльность норвежцев. Они подняли сигнал о высылке парламентера, вынудив норвежцев прекратить огонь. После переговоров в ходе которых немцы убеждали, что они пришло как друзья и защитники, а норвежцы отказались разоружиться, последовал неожиданный торпедный залп, потопивший броненосец. В 5:45  при попытке немецких эсминцев подойти к пирсу Нарвика в бой вступил второй норвежский броненосец «Норге». Пораженный двумя торпедами он перевернулся и затонул. Высадка десанта продолжилась и Нарвик был взят немцами практически безо всякого сопротивления.

 

  норвежский броненосец Eidsvold

 

Тем утром в гавани Нарвика находилось 27 торговых судов пяти национальностей. Неожиданное появление военных кораблей привело к тому, что капитан немецкого рудовоза «Бокенхайм» выбросил свой транспорт на прибрежные скалы, настолько сильной была его уверенность в том, что это были англичане. Все британские суда были захвачены, но носить флаг противника им пришлось недолго…

 

В планы немцев входило немедленно  заправить эсминцы для обратного перехода прежде, чем британский флот блокирует их в фьорде. Дело осложнялось тем, что в их распоряжении имелся только один танкер — «Ян Веллем», накануне вечером пришедший из секретной базы «Базис Норд» (под Мурманском) под видом торгового судна. Остальные были перехвачены норвежцами. Задержка с заправкой имела самые трагические последствия. Прозевав германскую высадку в Норвегии, англичане все же постарались продемонстрировать, что их флот еще правит морями. Велико же было удивление немцев, когда на рассвете 10 апреля у Нарвика неожиданно появились британские эсминцы…

 

  германский эсминец "Diether von Roe­der"

 

В Уфут-фьорд была направлена 2-я флотилия эсминцев под командованием кэптена Уорбёртона-Ли. В радиограмме Адмиралтейства сообщалось об «одном германском судне», пришедшем в Нарвик и предписывалось потопить или захватить его. Более подробные сведения о противнике Уорбёртон-Ли получил от норвежских наблюдателей на лоцманской станции в Транё. Норвежцы рассказали о шести больших германских эсминцах, о том, что Нарвик уже захвачен, а фьорд, по-видимому, заминирован. В ночь на 10 апреля Первый лорд Адмиралтейства радировал командиру 2-й флотилии: «Только Вы можете судить, целесообразно ли при таких условиях атаковать. Мы поддержим любое принятое Вами решение». Уорбёртон-Ли ответил: «Иду в бой. Намерен атаковать на рассвете.»

 

Погода благоприятствовала дерзкому замыслу англичан. Сильный снегопад и плохая видимость способствовали скрытности и полной внезапности атаки. Британские эсминцы сразу же дали торпедный залп и открыли артиллерийский огонь.

 

 Схема первого боя

 

В ходе первой атаки в гавани Нарвика торпедами были значительно повреждены немецкие эскадренные миноносцы «Вильгельма Хайдкамп» и. «Антон Шмитт». Третий -  «Герман Кюнне», стоявший в нескольких метрах от «Шмитта», серьезно пострадал в результате этой серии взрывов. Обе его машины сдвинулись с фундаментов и вышли из строя. «Рёдер» подвергся ураганному обстрелу с короткой дистанции и вскоре был тяжело поврежден. Нападение оказалось для немцев настолько внезапным, что их первой реакцией стало открытие беспорядочного зенитного огня. Из-за плохой видимости реального противника они обнаружили спустя несколько драгоценных минут. Несколько придя в себя, артиллеристы оставшихся в строю миноносцев наконец открыли ответный но безрезультатный огонь Британские эсминцы отошли, прикрывшись дымовой завесой, но вскоре появились опять. В этой повторной атаке англичане направили разрушительную силу своих орудий и торпед против стоявших в гавани пароходов. Гавань быстро заполнилась остатками тонущих и взрывающихся судов.

 

последствия атаки английских эсминцев 10 сентября 1940 года

 

Таким образом, четыре из пяти находившихся в Нарвике германских эсминцев были потоплены или серьезно повреждены, тогда как корабли британцев оставались практически невредимыми. Они, казалось бы, должны были быть довольны достигнутым результатом, однако сражение на этом не закончилось – на выходе из гавани Нарвика британцы повстречались с остальными кораблями германской флотилии - внезапно с правого борта появились три германских эсминца которые вышли из Херьянгс-фьорда , почти одновременно два других немецких корабля, выйдя из Балланген-фьорда, появились впереди по курсу британской флотилии. В ходя этого боя немцы потопили два эсминца британцев и один серьезно повредили, отделавшись повреждением только одного своего. Они почему-то не стали преследовать отходившие эсминцы противника и это обошлась немцам довольно дорого. На выходе из Уфут-фьорда британские корабли безнаказанно уничтожили идущее в Нарвик судно снабжения «Рауэнфельс». В результате германские эсминцы, истратившие в бою по меньшей мере половину снарядов и большое число торпед, лишились возможности пополнить свой боезапас.

 

Находившиеся в Уфут-фьорде германские подводные лодки дважды выходили в атаки на возвращавшиеся после боя британские эсминцы, однако из-за дефектов торпед результатов не добились. Если бы не эта неудача, то итоги дня могли сильно измениться.

 

Британское командование признало атаку на Нарвик успешной. Её успешность еще более подчеркивается тем фактом, что во всех остальных пунктах высадки немецких войск на побережье Норвегии британцы не достигли успеха.

 

  Схема второго боя

 

Вплоть до 12 апреля немецкие корабли не оставляли безрезультатных попыток прорыва из блокированного Уфут-фьорда. 13 апреля британцы силами линкора «Уорспайт», девяти эсминцев при поддержке авианосца «Фьюриэс» начали вторую атаку на Нарвик. На подходе к гавани атакой самолета была потоплена подводная лодка «U-64». Четыре германских эсминца вышли в Уфут-фьорд и приняли бой. Два поврежденных остались в гавани Нарвика. Начался маневренный бой в замкнутом пространстве Уфут-фьорда. Противники прятались в снежных зарядах, обменивались торпедными залпами и вели интенсивный артиллерийский огонь, неэффективный большей частью из-за плохой видимости. Было произведено несколько атак британской авиации. Однако серьезных повреждений флоты не получили. В конце концов немцы были вынуждены выйти из боя из-за того, что у них кончились боеприпасы. Они отошли в Румбакс-фьорд и подготовили свои корабли к затоплению.

 

  линкор Warspite ведет бой в Уфут-фьорде.

 

Британские эсминцы начали обыскивать все заливы и бухты в поисках противника. В гавани Нарвика два поврежденных германских эсминца оказали достойное сопротивление, повредив два эсминца противника, но были потоплены. А удачная последняя торпедная атака кораблей в Румбакс-фьорде полностью вывела из строя британский эсминец. Тем не менее с немецким флотом было покончено: В боях за Нарвик немцы потеряли 10 эсминцев — ровно половину от общего числа кораблей этого класса, которыми располагала Германия к началу 1940 года. За тем началась история  наземной группы войск, сражавшейся в полной изоляции на протяжении долгих месяцев.

 

После атаки британского флота Гитлер, теперь уже ни на минуту не сомневающийся, что англичане займут Нарвик, приказал своим войскам покинуть город и пробиваться на юг, что, в принципе, было невыполнимым. Донесение было вручено подполковнику Бернхарду Лоссбергу для зашифровки, но тот с гневом отказался его передать. На следующий день Гитлер признал поспешность принятого решения и отменил его.

 

Чтобы облегчить положение группы, было оказано политическое давление на нейтральную Швецию с требованием пропустить через свою территорию поезд с медикаментами, теплой одеждой, снаряжением и продовольствием. Эшелон был доставлен в Швецию паромом и 26 апреля достиг Нарвика. Этим же поездом в Швецию, а оттуда в Германию, были эвакуированы моряки с находившихся в гавани торговых судов, члены экипажей потопленных эсминцев. Это вызвало решительные протесты со стороны Британии, решительно забывшей о том, что Швеция пропускала военные грузы для Финляндии в период её войны с Совецким Союзом.

 

Поражение в Центральной Норвегии никак не повлияло на решимость союзников вести борьбу за Нарвик. 12 мая союзники предприняли десантную операцию силами британских, французских и польских подразделений подкрепленных танками «H-35» французского производства. Операция  активно поддерживалась норвежской армией. План состоял в высадке в северной части фьорда близь Бьерквика, с последующей атакой Нарвика через Румбакс-фьорд что не составляло труда, учитывая преимущество британцев на море. Не смотря на активное сопротивление немцев первая во Второй Мировой войне высадка десанта под огнем противника завершилась удачно. Однако союзные и норвежские войска не смогли использовать своего решающего превосходства в людях и боевой технике - Германские горные стрелки и моряки продолжали удерживать Нарвик и районы, прилегающие к шведской границе.

 

французкий танк "H-35"

 

Между тем Стремительное развитие событий на Западном фронте, большие потери, понесенные в Бельгии и Франции, заставили союзников отказаться от распыления своих сил между двумя театрами. 25 мая Военный кабинет Британии утвердил соответствующую директиву предписывающую провести эвакуацию как можно скорее. Тем не менее сначала предстояло взять Нарвик: здесь союзники имели реальную возможность одержать первую победу на суше, что могло бы поднять моральный дух своих войск и хоть в какой-то мере оправдать ожидания норвежцев. 27 мая начата решительная атака на Нарвик, и хотя союзники и не смогли предотвратить организованный отход немецких сил из города, он был взят по прошествии более шести недель после истребления германских эсминцев.

 

Взяв Нарвик, британские саперы приступили к уничтожению портовых сооружений, предназначавшихся для погрузки железной руды, подъездных путей, причалов и другого ценного оборудования. Характер разрушений был таким, что немцы не могли использовать Нарвик для вывоза руды до января 1941 года. Завершив эту варварскую работу, союзники выполнили свою задачу и могли приступать к эвакуации. Не смотря на значительную удаленность и господство британцев в небе над Нарвикам, немецким летчикам удалось потопить несколько транспортов союзников. Оставленным союзниками норвежским войскам не оставалось ничего другого кроме капитуляции...

 

Использованы материалы:

Фото из рекламы дайв центар и википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Battles_of_Narvik

 

Текст  книги:

Патянин Сергей Владимирович

«Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г.

 

Текст её можно найти по адресу: http://militera.lib.ru/h/patyanin_sv/index.html

 

 

1 ноября, четверг.

Завершив все свои дела на работе взяв отгул на следующий день, выезжаю на вокзал. Предстоит нырялка в холодной воде – по этому с собой впечатляющий баул с полным комплектом снаряжения, сухим костюмом, теплой поддёвой, одеждой, фотокамерой и подводным боксом. Все вместе тянет килограмм на 40. Радует только одно – едем на поезде, на нем за перевес спрашивают менее строго чем на самолётах. Поезд «Красная стрела» отходит в 23.55 – все, поехали. Впереди содержательные выходные.

 

2 ноября, пятница.

В 8 прибываем в Питер. Меня встречает Первушин Андрей. Оказывается автобус с питерскими дайверами ушел вчера в ночь – они хотят во-первых сэкономить время на пересечении границы, а во-вторых дать себе больше времени на проезд до Нарвика с тем, чтобы потратить его на шопинг в городах Финляндии и Швеции. По этому нам втроем с Андреем  и Гошей Ивановым, которому надо сделать еще несколько неотложных вещей на работе, предстоит догонять всю группу на легковой машине. Рабочие дела Гоши сильно затягиваются и мы покидаем Питер только в 14 часов. Несмотря на задержку настроение боевое – завтра же нырять в Норвежском море.

Границу в Трфяновке проходим на удивление без существенных потерь времени – далее дороги Финлфндии. Стиль вождения водителей резко меняется – все вежливые, предупредительные. И мы стараемся идти без существенного нарушения скоростного режима – в этом нам помогает автонгавигатор, сообщающий не только куда ехать, но и предупреждающий о скоростном режиме трассы и предупреждающий о приближении к местам установки камер, контролирующих скорость на дороге. Хочется, конечно, притопить и ехать побыстрее – но штрафы здесь слишком высокие, чтоб себе это позволить. Не смотря на интересный пейзаж за окном и приятную и содержательную беседу с братьями по подводной болезни, усталость накапливается и неумолимо тянет в сон. Хорошо что у нас у всех троих есть права – по этому дремлем и рулим посменно. Единственно мне, как непривыкшему к автоматической коробке, приходится себе все время напоминать, что левая ноге не должна участвовать в управлении автомобилем. Ближе к ночи проходим границу (естественно чисто условную) со Швецией и продолжаем движение в сторону Норвегии. Об изменении страны говорить только изменившие цвет дорожная разметка и знаки.

Я много раз устраивал себе авто путешествия по Скандинавии, но, как правило, старался не проходить более 500-600 км в день с тем, чтобы оставалось достаточно времени на отдых, знакомство с местными достопримечательностями, чтобы от дороги не уставать. Здесь же другая цель – как можно быстрее добраться до цели, чтобы как можно больше времени посвятить дайвингу.

На последние часы приходится наиболее сложная часть пути – перевал между Швецией и Норвегией. Дует дикий ветер, дорога превращается в сплошной каток, она безлюдна и становится просто опасно по ней перемещаться. Но к счастью это не долго – с преодолением перевала разительно меняется климат – он в Норвегии, благодаря Гольфстриму, гораздо более мягок чем в Швеции. Исчезает гололед, снега почти нет, дороги улучшаются. И, наконец, мы прибываем в кемпинг, в котором у нас забронированы домики. Время около 8 утра – первая группа уже выспалась, завтракает и готовится к отбытию на первый дайв. Мои два спутника с энтузиазмом присоединяются к ним. Я же чувствую себя не в силах – во-первых плохо спал в поезде, во-вторых практически с Питера не сомкнул глаз. Я предпочитаю немного выспаться и прошу за мной заехать когда настанет время второго дайва. Падаю на постель и мгновенно засыпаю.

 

3 ноября, суббота

Кажется что тут же раздается стук в дверь – меня будят чтобы отвезти на дайвинг. Однако несколько часов сна сказываются благотворно – я чувствую себя гораздо бодрее. Открыв глаза обозреваю окресности при свете дня – да, виды действительно красивые – глубокие фьорды, заснеженные вершины. Только тут начинаю ощущать, что я вновь в Норвегии.

 

Вид на бухту.

вид на порт

 

Мы приехали в гости к местному клубу подводного плавания (http://home.online.no/~f-bang/dykking.htm) по этому он по сути не является дайв-центром – это просто причал для лодки, над которым построено некое помещение в котором можно забить баллоны и немного погреться. Небольшой катер человек на 6-8 увозит на дайвинг от этого причала, благо идти далеко никуда не надо – непосредственно в акватории порта Нарвик лежит достаточно много затонувших объектов.

 

  База местного дайв-клуба.

 

Прогуливаясь по пирсу в ожидании возвращения первой группы с дайвинга делаю приятное для себя открытие – у одного из причалов порта встречаю хорошо знакомое мне судно Картеш. Несколько лет назад я ходил на нем от дайв-клуба МГУ в сафари по Баренцеву морю на Семиостровье. Читал потом, что оно стало на реконструкцию с целью увеличения комфортности проживания и получения сертификата на плавание в международных водах. И вот теперь я случайно встретил его в момент его первого рейса в Норвегию. Приятная встреча, жаль что из знакомой мне команды на нем никого в этот момент не оказалось.

 

Картеш в Нарвике - приятная встреча. погрузка железной руды.

 

Как это ни странно, но заметил, что и для норвежцев прибытие этого судна в их порт представляет некое событие: периодически на причал приезжали местные жители, которые выходили из машин, внимательно осматривали именно это судно, стоящее среди многих, фотографировали его и отбывали восвояси. И этот народный поток  к Кратешу не прекращался все два дня, что мы ныряли здесь.

А судов стоит много. Начиная от пассажирских катеров и рыболовных шхун и заканчивая огромными сухогрузами которые грузились или ждали погрузки/разгрузки. На стоящем недалеко рыболове команда продавала свежевыловленных креветок по ценам сильно ниже магазинных. Мы не преминули их купить с тем, чтобы употребить их вечером с пивом.

 

креветками торгуют с моря-с-жару.

бот местного клуба возвращается с погружения.

 

Ну вот наконец показался наш водолазный катерок и мы готовимся к первому для меня и ко второму для остальных дайву. Это сухогруз Romanby. Этот объект входит в список лучших вреков Нарвика (его можно глянуть на сайте порта Нарвик по адресу http://www.portofnarvik.com/cgi-bin/narvikhavn/imaker?id=291). Это английский пароход водоизмещением в 4887 тонн, построенный в 1927 году. Длинна 130 метров, ширина 18. Был потоплен 10 апреля, скорее всего английской торпедой. лежит на ровном киле на глубине 16-26 метров. Был загружен железной рудой, большую часть которой подняли после войны.

В общем этот дайв был для меня прикидочным – я впервые погружался в этой акватории и предвидел некоторые трудности как и на лбом чек дайве который сразу проводится на боевом погружении. Тем не менее меня не очень порадовала видимость, которая по моим оценкам составила 6-8 метров, так что на глубинах ниже 10-15 метров разглядеть что-то без мощных фонарей становилось затруднительно. Еще труднее было снимать в таких условиях. Так что сам рек со значительно разрушенной кормовой надстройкой и пустыми трюмами произвел на меня в этих условиях слабое впечатление.

 

Самым незабываемым для меня был выход на поверхность: залезая на сильнонаклоненный трап я случайно зацепился пряжкой грузового пояса за ступеньку и пояс улетел на дно. Я уж думал, что с дайвингом в Нарвике на этом будет покончено, однако отзывчивые друзья из питерской команды, нырявшие на этот корабль вслед за нами, нашли и подняли мой пояс, за что им огромное спасибо!

В связи с этим появился не только повод выпить вечером в кемпинге ради знакомства, но и проставится в знак благодарности. Что мы с удовольствием и сделали после первого дня погружений, в прочем не особо этим увлекаясь...

 

  в кемпинге

 

4 ноября, воскресенье.

После короткого но весьма содержательного (Анжелина, огромное тебе спасибо, очень вкусно!) завтрака в нашем кемпинге выдвигаемся для второго дня погружений. К сожалению суденышко маловато, компрессор бъет крайне медленно, и при обслуживании 12-16 человек, разбитых на две группы, дайвинг затягивается на очень продолжительное время. По этому мы стараемся занырнуть пораньше, для того, чтобы последней группе на последнем дайве не пришлось нырять совсем уж в ночь.

Наш первый дайв на немецкие эсминцы «Вильгельма Хайдкамп» и. «Антон Шмитт». Те самые которые были потоплены первой атакой английских миноносцев 10 сентября 1940 года. Они лежат рядом и предложено обнырять их в ходе одного дайва. Глубина 14-27 метров, один из них находится практически на ровном киле, второй лежит на борту.

 

 

Вообще военные корабли интереснее рассматривать под водой, чем пустые сухогрузы. По этому остается только сожалеть, что на них отведено так мало времени – не успел их толком посмотреть, только приспособился к условиям съемки, а уже воздух на исходе и пора подниматься. Ну хорошо хоть что-то удалось снять – как выяснилось в дальнейшем  это было практически единственное мое фото погружение здесь – и спасибо Саше Чернобельскому, согласившегося выступить моделью для съемки и гидом по этим кораблям, которые он прекрасно знает.

 

сурфейс интервал - гуляем по пристани, ловим рыбу.

 

Приходим на пирс и пока вторая группа ныряет – есть свободное время. Каждый его проводит по разному: кто-то предается рыбалки прямо с пирса – благо рыбы тут множество, и ловить не запрещено. Кто-то предпочитает посетить местные магазины и ознакомится с ассортиментом товаров. Мы же садимся в автомобиль с намерением попутешествовать по окрестностям – мы ведь приехали, и судя по всему, будем уезжать ночью. А так хочется посмотреть местные красоты! Они того заслуживают – и взгляд на фьорд с моста, и вид на мост со стороны фьорда, виды маленьких серпантинистых улочек местных норвежских деревень, ютящихся на крутых склонах фьорда, водопады, стекающие со скал...

 

поселки, фьорды, мосты Норовегии

 

Вернувшись на пирс обнаруживаем еще одну машину с даверами, прибывшими из России. Узнав все о дайвинге они отбыли размещаться в отель в Нарвике – все же оказывается данное место стало очень популярно у россиян. Что не может не радовать.

 

тот самый французский танк

 

Представитель местного клуба подводного плавания Фрэнк Бэнг увидев серьезную фототехнику у нас в руках приносит свой электронный альбом и показывает то, что он снимал на этих реках. Можно констатировать только три факта: первый – мне так снимать еще учиться и учиться. Второй – и в затонувших кораблях также есть своя красота. И третий – оказывается и тут бывает весьма прозрачная вода. Но только не в ноябре!

 

Наш второй в этот день дайв на рудовоз Neuenfels. Это довольно крупный германский рудовоз водоизмещением в 11600 тонн, габаритами 143 на 23 метров. Лежит на глубинах до 25 метров на ровном киле. К огромному сожалению оказывается что у меня отказывает камера - я много снимал между дайвами на поверхности и не догадался установить в неё новую батарейку. Приходится всплывать, отдавать её на катер и продолжать погружение.

Как чертовски непривычно плыть без камеры! Руки свободы и тебя постоянно не оставляет впечатление, что ты забыл что-то очень важное для твоей безопасности. Отсюда, наверное, возникает неуёмное желание все потрогать, ко всему прикоснуться, уж коли руки свободны. Нахожу замечательную большую треску, согласившуюся даться в руки. Долго плаваю с ней вдвоем в обнимку в поисках хоть кого-нибудь из нашей группы – очень хотелось получить групповой портрет. В конце концов нахожу пару дайверов с Картеша, нырнувших на врек немного раньше нас. К сожалению камеры при них нет. Предлагаю им подарить эту треску, но они энергично отказываются – видно на Картеше и без того прекрасно кормят. Ну что ж она мне тоже ни к чему – отпускаю и продолжаю исследования корабля. Трюмы огромны, с твиндеками и множеством открытых люков. Видно что они были заполнены рудой, которую потом после войны частично подняли. Проплывая по трюму замечаю светлое пятно по левому борту – оказывается это огромная дырка от торпеды. Выплыв через нгей и последовав далее вдоль лежащей на дне мачты с удивлением нахожу покореженную надстройку судна, лежащую далеко от его корпуса. С интересом приступаю к исследованию – но тут оказывается, что время и без камеры в руках может пролететь совершенно незаметно – воздух уже на исходе, пора думать о возвращении. Ладно, последний дайв оказался самым запоминающимся. Пора и домой...

 

За два дня дайвинга мы не обныряли и пятой части того, что лежит в гавани Нарвика. А ведь есть еще много очень интересных военных судов, лежащих вне акватории порта, но доступных для дайверов из него. Начинаю понимать отчего питерские дайверы вот уже не в первый раз приезжают сюда на уикенд.

 

карта реков вне бухты Нарвик

 

Приехав в кемпинг выясняем, что группа хочет сейчас собираться и стартовать в обратный путь в ночь – практически также как из Питера. Это позволит сэкономить время и посвятить больше времени посещению проезжаемых городов. Не могу с ними не согласиться, но при условии что ты едешь в автобусе и можешь расслабляться как хочешь – водитель автобуса и его навигатор приведут в конечном счете туда, куда нужно. Мы же с Андреем вновь возвращаемся на легковой машине. Но мы также решаем стартовать после ужина с тем, чтобы спокойно не торопясь пройти перевал и больше в нашей дороге от него не зависеть, а потом поспать где-нибудь в Швеции пи продолжить дорогу на свежую голову.

И вот пакуемся и в дорогу – опять снег, лёд, сильный ветер – это всего в паре километров от Нарвика. Но мы не торопясь проходим опасное место, а через каких-то 400-450 километров исчезает и голоелд – дорога становится приятной и нормальной. Несколько подустав решаем остановиться на ночлег уже в Финляндии в городе Кемь. Как это ни  странно, но найти гостиницу в финском городе часа в 3-4 ночи оказывается довольно затруднительно – все мотели, отели и кемпинги к которым нас выводил навигатор оказывались наглухо закрыты. В конце концов удалось найти четырехзвездный отель – наверное это был самый крутой в этом городе и его держали открытым ночью просто ради престижа. За 40 евро нам предложили постель и завтрак, чем мы не преминули воспользоваться.

 

5 ноября, понедельник

 

Проснувшись обнаруживаемся себя в довольно милом городе и интересным портом, курортной зоной, магазинами сувениров. Намереваемся погулять в нем – но внезапно испортившаяся погода нарушает эти планы – усиливается ветер и начинает идти мокрый снег. Тут уж не до гуляния.

По этому после завтрака стартуем в направлении погранперехода Брусничный – еще день пути впереди.

С промежуточной ночёвкой путешествовать по Финляндии мне понравилось гораздо больше. Тем более что тут подморозило и дорога стала просто фантастически красивой. Мы ехали по автобанам, по шоссе, ради итереса сворачивали на поселки и изучали их. Дорога не показалась скучной.

 

Дороги Финляндии а ноябре.

 

Ближе к вечеру Андрей меня подвез к поселку Вайниккала через который в 21:34 должен был пройти поезд Хельсенки-Москва. Ему предстоял еще погран переход неизвестной продолжительности и трехчасовой путь в Питер. Я же, забравшись на верхнюю полку вагона и угостившись пивом, оставшимся еще с фри шопа Русско-Финской границы. Заснул с чувством выполненного долга.

 

6 ноября, вторник

8-30 утра. Поезд прибыл на Ленинградский вокзал. Пора ехать на работу.

 

Неужели каких-то пару дней назад я прикасался к истории Второй Мировой войны глубоко в норвежских водах? Наверное я бы поверил что это был сон, если бы не оставшиеся фотографии и неизгладимые впечатления от этой поездки. Большое спасибо всем её участникам из Питера.

А Московским клубам, наверно, стоит подумать об организации таких поездок в эти интересные исторические места – ведь дорога то Москвы до Нарвика длиннее той же дороги из Питера всего на одну ночь...