Карелия – Финляндия – Норвегия

Август 2002

 

После прошлогодней поездки на Баренцево море (http://www.scan.ru/Mikle/big/finlandnorvbm0801.htm) затаилась смелая мысль: а почему бы не проехать всю Норвегию с севера на юг, обныривая побережье? Ведь это должно быть достаточно интересно: не смотря на то, что побережье одно, но воды должны быть совершенно разные – ведь чем южнее, тем ближе к Гольфстриму, меняется температура воды, соответственно должны меняться и подводные обитатели.

Забегая немного вперед скажу, что так и было. Продвижение вдоль побережья на 300-400 километров, означало подъем температуры воды на 1-2 градуса.

К огромному сожалению уже при первичной проработки маршрута выяснилось, что невозможно объехать все побережье за две недели. Просто не успеешь везде понырять (а мы исходили из того, что нужно как минимум два дня дайвинга в каждой из точек остановки. По сему избрали более короткий маршрут: . Начинался он, естественно, в Москве, мы намеревались через Ярославское шоссе доехать до Петрозаводска, потом через Сортавала выехать в Финляндию, пересечь её на север в Тромс, там понырять, спуститься до островов Лофотен, понырять там, далее попасть в Рорвик и еще раз понырять. Обратный путь через Вааса-Керкинес-Выборг-Питер-Москва

Пользуясь интернетом нашли подходящие дайв-центры в Норвегии (их оказалось совсем не так уж и много в тех краях) связались с ними и забронировали свое пребывание там. Также произвели бронирование некоторых паромов, которые оказались на нашем пути. Надо сказать, что все это делали через Интернет (даже бронирование отеля в Петрозаводске!). И что бы мы делали без него?…

Решено было особо не шиковать, жить не в хоромах, питаться на подножном корму. Основная цель – посмотреть страну сверху и снизу (из-под воды)

 

Ну, все вроде готово и караван из двух машин и пяти человек готов к приключениям.

 

17.08.02 суббота

Москва – Петрозаводск:

пробег 1025 км, время в движении – 11.29, время в пути – 17.30

Выехали из Москвы в 5 утра. Пробег предстоял длинный – посему не спалось. По дороге, еще в Московской области, расположено уникальное место – Святой источник (http://www.geocaching.ru/basa/0021/0021.htm) Просто заехали по дороге, полюбовались. Сами не окунались, но при нас монахи устраивали там утренние омовения.

После Вологды на нашем пути лежало еще одно историческое место - Ферапонтов монастырь. Он известен древнейшими на Руси оригинальными (их ещё не касалась рука реставратора) фресками. Им недавно исполнилось 600 лет. В монастырь прибыли около 13 часов. Пол часа потратили на его осмотр. На сами фрески посмотреть не удалось – в помещение, где они были, пускают только по 6 человек, по этому скопилась очередь. А у нас впереди еще дорога…

От Вологды до Вытегры расположена одна единственная заправка. А заправка в Вытегре  - последняя перед Петрозаводском.

Дорога от Вытегры не смотря на то, что на карте отрисована также как и вся предыдущая, представляет собой совершенно убитый грейдер, по которому мы долго продвигались в клубах пыли. Пыли столько, что обгон на этой дороге кажется весьма проблематичным. В селе Вознесенье обозначен паром. Он действительно есть. Но ходит чрезвычайно редко – раз в два часа. Нам пришлось подождать его полтора часа, после чего переезд занял у нас 5 минут и отнял по 30 рублей с машины. Это был первый паром на нашем пути, но далеко не последний. Я рад, что мы на него попали: было с чем сравнивать остальные паромы.

В принципе есть объездная дорога – крюк в 60 км, но за то без парома. Но нам так показалось прикольнее

 

Прибыли в Петрозаводск в 22.30. Гостиница Северная. Номера среднего уровня, жить вполне можно.  Самое любопытное – что заказали её по интернету через её собственный сайт http://home.onego.ru/~severnaja/new/rus/index.html В общем неплохо, цены средние. Однако нам не хватило места для машин на стоянке около отеля и пришлось отгонять их на другую стоянку, подальше.

 

18.08.02 воскресенье

Петрозаводск – Сортавала

Пробег 292км, в движении 4.41

 

Встали рано – в 9 утра у нас была заказана экскурсия на Кижи. Заказывали заранее  по рекомендации отеля у турфирмы Кижана (8142-76-49-59, директор Кучер Любовь Николаевна). Как оказалось – правильно сделали. Отъезжая на ракете от пристани наблюдали целую толпу тех, кто надеялся попасть на свободные места в этой ракете, но таковых оказалось очень мало. Большой минус – охраняемой стоянки на пристани не оказалось – пришлось просто поставить машины недалеко от причала, что вызывало некоторое беспокойство: все манатки были в машине. Наверное стоило бы их оставлять на охраняемой стоянки до тех пор, пока мы бы не собрались уехать из Петрозаводска.

Про Кижи рассказывать не берусь, да и не надо это. Всю информацию можно легко почерпнуть из сети. Например http://kizhi.karelia.ru/ Здесь приведу только несколько фотографий.

Кижи, общий вид  

Крестьянские дома

Крестьянское хозяйство

С Кижей вернулись в 15. Ракета идет 1-20. С машинами слава богу ничего не случилось. Закупились пивом и продуктами и отправились в Сортавала. Выехали из Петрозаводска в 16-30.

Дорога Петрозаводск – Сортавала поразила совершенно удивительным сочетанием прекрасного автобана и абсолютно раздолбанного грейдера. При этом столь разные по качеству участки дороги чередовались множество раз с завидной регулярностью.

По дороге посетили еще несколько точек Геокешинга. Хочется сказать спасибо за уникальные водопады высотой в 35-40 метров. Они находятся в непролазной глухомани и подарили нам несколько минут незабываемых впечатлений. К ним мы добирались прямиком через лес в пешем порядке, распугивая бобров и зайцев.

Карельские водопады

 

Заправок на перегоне нет.

Прибыли в Сортавала (http://sortavala.karelia.ru/ http://heninen.net/sortavala) и начали искать заказанный нами ранее отель Хелю. (к стати, гостиницы оказалось очень удобно искать и заказывать через ресурс http://all-hotels.ru). В начале мы оказались стильно разочарованы, когда увидели обшарпанное пятиэтажное строение, стоящее в окружении бараков и покосившихся сараев. Однако все оказалось не так уж и плохо: внутри оказались чистые отделанные номера а звук от ночной дискотеки легко заглушался 4-мя дверями и совершенно нам не мешал.

А что вы еще хотели за 300 рублей в день?

Как выяснилось у Хелю был другой вариант – в 8 км от Сортавала у них есть котеджный поселок со всеми удобствами. Если бы мы знали об этом раньше, мы бы безусловно поселились там. Суда по отзывам там комфортно дешево и очень красиво.

Очень понравилась парковка при отеле: маленький дворик между бараками. На крыльце всю ночь сидел сторож и пялился на наши машины. Когда мы уезжали из гостиницы часов в 5 утра (наши машины там были единственными) он удовлетворенно встал, собрал сумки в которых по звону угадывалась пустая тара, и с чувством выполненного долга отправился по своим делам….

 

 

19.08.02 понедельник

 

Там же в Хелю (это еще и тур бюро) мы заказали экскурсию на Валаам, чему решили посвятить весь следующий день. (http://www.karelia.ru/~valaam/ http://www.travelfund.ru/valaam.htm). Экскурсия удалась - мы посетили два острова, побывали в красивейших местах, нас покормили в монастырской трапезной (минус то, что у них пост был L) и в конце устроили незабываемый концерт духовного пения.

 

Главный храм

Вход в Бухту 

Гора Елеон

 

 

20.08.02 вторник

Сортавала – Рованиеми

пробег 728 км, в движении 8.12

 

Во вторник была закончена наша экскурсионная программа по России – впереди нас ждала Финляндия и Норвегия.

Встали с утреца, надеясь что на столь отдаленном погранпереходе (он, к стати, открывается в 7 часов утра) не должно быть много машин.

Просчитались. Была и очередь, и куча лезущих без очереди и неторопливая и сомнамбулическая работа погран служб. Переход границы занял 2 часа. В Финляндию въехали в 10-30, произведя необходимые закупки в дьюти-фри.

О дорогах говорить не буду, сколько уже сказано. Они идеальны по сравнению с нашими:

Неторопливая езда (торопиться нельзя – очень большие штрафы) периодически прерывалась остановками в наикрасивейших местах. Посетили деревню Деда Мороза под Рованиеми – передали ему привет от нашего Мороза (мы только пару дней назад проезжали недалеко от Великого Устюга J).

Вечером Дед Мороз

Прибыли в Рованиеми 17.10 по финскому времени (-1 час относительно Московского)

Поселились в том же отеле, что и в прошлом году – нас там помнили, что было приятно. Но скидку как постоянным клиентам давать отказались.

 

21.08.02 среда

Рованиеми – Тромс

пробег 656, движение 7.30

 

С утра основательно подкрепившись посетили Арктик Музеум::

Выехали в 12.30

В путеводители вычитали, что по дороге находится деревня колдунов и мистическое озеро на котором они в древности совершали свои обряды. Заехали. Действительно впечатляет.

Озеро сверху:   Сюда сбрасывали жертвы богам:

Олени замучили. Они появляются все чаще и чаще. Некоторые вообще не обращают внимание на машины, другие из чувства гадости бросаются прям под колеса. Соответственно меняется и наше отношение к ним. От радостного возгласа “так вот ты какой – северный олень!” оно медленно деградирует до крика: “пшол вон зараза!”

По мере приближения к Норвежской границе резко меняется ландшафт. От простого леса до полярного леса, потом потянулись болота за ними – предгорья и наконец мы въехали в горы

Лес -  болота -   предгорья

На границе вызвали непрофессиональный интерес таможенника. Он долго приглядывался к машинам, потом остановил и спросил кто и от куда. «Русские? В Норвегию? Нырять? Во дают!». Паспорта смотреть отказался и отпустил с миром.

Въехали в Норвегию что было в основном заметно по изменившемуся цвету дорожной разметки и знаков ограничения скорости.

Посреди чистого поля стоял вигвам и там продавались изделия народного промысла. Взяли один предмет. Таня теперь едет на заднем сиденье подстелив под себя шкуру оленя. Прикольно.

 

В Тромсе мы забронировали коттедж в коттеджном поселке (Tlf: 77 63 80 37, Fax: 77 63 85 24, mailto:camping@tuil.no). Были поражены тем, что все коттеджи забиты под завязку, очень много отдыхающих. Странно. По нашим понятиям Тромс – это совсем не курортное место.

 

22.08.02 четверг – 23.08.02

Дайвинг в Тромсе.

Дайвцентры ми искали через центральный ресурс Норвегии http://www.dykkernett.no/uk.htm

В Тромсе мы нашли только один достойный центр:  http://www.atlantern.no/ , Хозяин Вилли Олсен.

Это скорее дайв-магазин, чем дайв-центр. Основное у них это не туристическая программа. Немного зарабатывают продажами оборудования, немного – обучением. Московские цены на обучение называют смешными – по их расчетам выходит, что для получения OWD норвежцу дешевле в Москву съездить и там обучиться, чем проходить все это в родных пенатах.

Состоялась весьма занимательная беседа с нашим гидом – он из спецназа, основное увлечение – технические погружения на реки. Мечтает приобрести советский аппарат ИДА-71 для того, чтобы переделать его в полностью замкнутый триммексный ребризер. О как! Не ценим мы в своем отечестве то, что имеем.

 

Дайвинг организован весьма просто: одеваешься в дайв-центре, относишь оборудование на борт большой надувной лодки (стоит прям в порту в котором идет погрузка судов) и поехали нырять. Скорость огромна. Если попадаешь на волну – трепет нещадно. Один дайв – возврат в порт. Смена баллонов, чай, поехали опять. Возврат в порт – и день закончен. Гид, рассказав о сайте, остается на боте и ждет вас на верху. Совершенно спокойно относится к соло погружениям: если тебе надо – ныряй на здоровье.

 

Вообще об отношению к ограничениям в дайвинге в Норвегии надо сказать отдельно. Ни в одном из дайв-центров у нас не спросили наши сертификаты! При этом дайвинг – не органичен. Сам выбирай куда, во сколько, на сколько. Тебе только дадут советы куда лучше, сообразуясь с таблицей местных приливов-отливов. Не смотря на то, что дайв-центры имеют PADI сертификацию нигде не заставили заполнять стандартные формы PADI об ответственности. В первом центре я спросил об этом. Ответили: если вам нужна эта филькина грамота – мы дадим вам её заполнить. Но если не дай бог что случится – полиция все равно придет к нам, а для неё эта бумажка – пустой звук.

Больше я таких глупых вопросов не задавал.

И, конечно, поразительное их спокойное отношение (ну-ка, вспомните Египет?) к желанию нырять в одиночку. Спрашивают: ты понимаешь, что погружаешься на свой страх и риск? А если понимаешь – ныряй на здоровье!

Потом добавляют: в прочем и вдвоем вы погружаетесь также на свой страх и риск J

 

Выдержки из лог-бука:

 

22.08.02

Hakjereingholmen

Видимость 6-8 метров

Первое погружение у островка во фьорде. Дно уступами погружается все ниже и ниже. Заросли ламинарий. По сравнению с Баренцевым морем поражает обилие рыбы: она везде.

В зарослях ничего не могли найти интересного. Да и глубже 30 не пошли: у Олега случилось что-то вроде наркоза, пришлось подняться, а жаль.

Вода относительно тепла – 11 градусов.

Дайв на три. Скорее всего с минусом.

 

 

22.08.02

Grindoya, "Tott"

Видимость 4-5 метров

Отъехали недалеко от порта и погрузились на небольшой кораблик. Тут рек не ради река - а ради природы - вокруг пустое дно, а весь корабль зарос актиниями разных окрасок и видов, встречаются просто огромные. Много гребешка, треска ходит стаями - её уже перестаешь замечать. Встретили довольно большого пинагора. Дал себя погладить и поиграть с ним.

Короче не смотря на плохую видимость  дайв на четверочку.

    

 

23.08.02

Sandneset, "DS SudAmerika VIII"

Видимость 5 метров

На второй день пошли на рек достаточно далеко от Тромса. Буй там сорвало и мы долго пытались подцепить его кошкой. Не получилось, тогда гид вывел на точку по GPS и сказал, что нырнем и найдем. Я честно говоря не поверил  - как можно так просто найти то, за что не зацепился.

Странно, но нашли не смотря на плохую видимость и сильное течение.

Рек очень старый, много живности. Видели огромную зубатку, которая позволила себя сфотографировать.

Много окуней. Есть красивые кадры.

Дайв на 4.

Устали и замерзли так, что отказались от второго дайва.

  

 

 

Пока мы ныряли наши половины проводили время также с толком. Ходили по магазинам и музеям. Потом в захлеб рассказывали нам о музее домашних растений – больше всего их поразил местный ботанический сад: он представлял собой клумбу с укропом, петрушкой и луком

 

Последний вечер ознаменовался приключением. Устав после дайва приехали домой, сели выпить пивка и тут в окно увидели работающий подъемник на ближайшую гору. Решили – а от чего бы не съездить.

Сказано – сделано. Сели на машину (вели не выпившие водители!) и с большим трудом нашли этот подъемник. Он оказывается уже не работал – последнюю группу туристов подняли и ждали пока спустятся. А включили его специально для них. Но потом сжалились, сказали – сейчас их спустим – вас поднимем. На все вам 15 минут.

И что вы думаете – подняли и даже не копейки  не взяли! Оказывается норвеги – тоже люди!

Вид на Тромс от подножья подъемника:

 

 

24.08.02 суббота

Тромс – Кабелаг

467 км, время в пути 6.09

Из Тромса выехали в 10 утра. Подъезжали мы к нему в потемках, по этому пропустили просто поразительные виды, открывающиеся по дороге::   сначала мы ехали в полном тумане, но потом появилось солнце и туман остался позади. Он остался вдалеке, стелясь над водой.

Движение спокойное. Тут тебя приучают, что если написано – 90 км/час, то и надо ехать 90км/час. Больше – опасно. Дорога горная и извилистая.

Норвегия – страна мостов. Много островов, мало дорог и много мостов между островами. Мосты наряду со своей грандиозностью (под ними проходят морские суда) поражают своей ажурностью:   

Дальше наш путь лежал в Лофотен – прекрасное место для отдыха. Там много интересной природы и даже в осенние месяцы организуются мини-сафари на китов и акул (http://www.lofoten-info.no/) Дороги Лофотена:

Оказалось, что Норвегия страна не только мостов – но и паромов. Так трасса E10 неожиданно обрывается и превращается в такую стоянку:.   Немного постоишь (и что поразительно – никто без очереди не лезет!) и приплывает огромный паром. Поднимается нос, заезжаешь, оплачиваешь и идешь в кафе на верх чаёвничать. Через некоторое время он причаливает к другому берегу, открывает свой другой нос (у него два носа и ни одной кормы) и ты спокойно едешь дальше. После нашего карельского парома этот показался нам верхом желаний.

Вид с парома

Наш следующий пункт остановки – город Кабелаг. Прибыли мы в него в 17.15 по местному (- 2 часа от Москвы и – 1 час от Финляндии)

Кабелаг оказался небольшим чистым городишкой, как будто сошедшим с картинки

Дайв-центр который мы забронировали стоит прямо на пристани (http://www.lofotdykk.no/) Живем в нем и ныряем с ним.

 

25.08.02 воскресенье – 26.08.02 понедельник

Дайвинг в Кабелаге.

Вид на дайв-центр

Типичный пейзаж

В этом дайв-центре среди прокатного оборудования небыло ни одного сухого костюма – тут плавают в семерках с утеплителем. Это было бы невозможно там, где мы били раньше – чем севернее, тем вода холоднее. Там используют сухари.

Было приятно встретить в этом центре двоих туристов – они приехали суда понырять из Тромса. По скольку мы только день назад погружались в тех местах, то нам нашлось о чем поговорить.

Организация дайвинга та же: одеваемся в центре, садимся на надувной спид-бот, едем с бешеной скоростью и  местами исключительной тряской, ныряем (гид не ныряет), едем обратно, едим, меняем баллоны, продолжаем….

Погода к сожалению портится окончательно: ветер и постоянный дождь.

 

Выдержки из  Лог-бука

 

25.08.2002

Wall St. Molla, Lofoten

Видимость 6-8 метров

Переехали чуть южнее. Температура моря поднялась на 2 градуса. Теперь около 13 градусов. Живности больше.

Первый дайв - небольшие уступчики, спускающиеся вниз. Олег не пошел глубже 15 метров - отказ часов Ситезен.

Огромное количество крабов. Просто друг на друге сидят. Попросили разрешения и вытащили 5 штук. Жены сварили, съели, остались очень довольны.

Город Кабелаг весьма понравился - маленький, аккуратненький. Подстать ему дайв-центр. Все простенько, по-спартански, но вполне приемлемо.

  

 

25.08.02

D/S Ramo, Henningsvov

Видимость 5 метров

Второй дайв на рек. Подорвался на магнитной мине и от него уже мало что осталось. В общем мало интересного, просто поплавали...

Реков тут великое множество – раздолье для любителей железяк!

 

    

 

26.08.02

Kalle, Lofoten

9-11 метров

Опять гонки по волнистому морю на скоростном надувном катере.

Катер спрятался вблизи от пролива между двумя островками. Мы проплыли небольшой каньон между ними, и вышли на внешнюю сторону островов. До 20 метров ламинарии, дальше камни и песок. Много мелкой рыбы. Внизу под  камнями - зубатки и ещё какие-то муренподобные рыбки.

Когда возвращались, потеряли вход в каньон, пришлось всплывать и долго его искать. Если бы не это - поставил бы дайву твердую 4, а так три с плюсом.

 

  

 

26.08.02

Oyhelle, Lofoten

9-11 метров

Олег не пошел на этот дайв, пришлось делать соло. Но местные к этому совершенно спокойно относятся.

Сначала была стенка, на сколько уходит - не понятно, я глубже 22 не забирался. На стенке много актиний совершенно разных видов и раскрасок. Потом поплавал вдоль склона - нашел целую кучу крабов и поснимал их.

В общем 3+

  

 

Не смотря на дождь жены сходили в лес и набрали грибов. Поели супчика.

Был также ими изобретен интересный способ разделки крабов – по скольку у нас небыло специальных щипчиков, краб клался на стол и сверху бился тяжелой кастрюлей. Панцирь разлетался и наивкуснейшее мясо становилось легкодоступным.

 

Большое удовольствие у слабой половины вызвало посещение морского музея, расположенного совсем недалеко от места нашего проживания. В чистых и просторных аквариумах содержалась вся флора и фауна местного моря. У меня сложилось сильное подозрение, что они видели гораздо больше в этом музее, чем мы, погружаясь в открытой воде :-)

 

К вечеру в понедельник окончили дела с дайв-центром, погрузились на машины и отправились в городок Сволваер, где мы должны были сесть на паром. На нем предстоит длинный путь – ночевка, и весь следующий день.

 

Паромы этой компании (http://www.hurtigruten.com/uk/) курсируют вдоль всего побережья Норвегии, заходя во многие порты. По большому счету это не паромы, а экскурсионные суда, которые могут взять на борт и автомобили. Весь путь это судно проходит за неделю, за тем вторую неделю идет обратно. График составлен таким образом, что рейсы судов этой компании получаются регулярными, каждый день.

 

Это просто счастье, что Олег догадался позвонить в компанию часа за два до парома  - норвеги все перепутали и забронировали нам паром на 28-е число, вместо 26. Пришлось взять телефон на борт ближайшего подходящего к нашему порту парома и забронировать места непосредственно на их борту.

 

К стати о паромах: как это ни странно, но самую полную информацию о Норвежских паромных линиях я нашел не на Норвежском сайте, на Германском: http://reuber-norwegen.de/Faehren/

 

 

 

27.08.02 вторник

Сволваер – Роврик.Паром

 

 

Весь день на пароме. Шведский стол за 200 NOK. Заход в порты Bodo, Ornes, Nesna, Sandnessjoen, Bronnoysund. D 20.20 прибытие в Рорвик.

Если наш предыдущий паром показался нам большим – то этот просто громадным. Круизное судно Вестерален: - 550 пассажиров, 7 палуб, 40 машин.:  .Билеты оплатили прямо на ресепшене парома и потом въехали на него. Машины сдали трюмным а сами переселились в каюты. Каюты неплохие, вполне можно втроем жить. Правда бывают каюты разного класса. Наша была расположена на нижней палубе так, что когда смотришь в иллюминатор видишь, что стоишь в воде полностью и только голова над уровнем мора. А когда паром набрал ход, то вода стала биться в иллюминатор приблизительно как в стиральной машине. Жена посмотрела на все это и велела закрыть иллюминатор.

На судне несколько ресторанов, кафе, три бара, комнаты для отдыха. Очень сытный Шведский стол в обед стоил 200 крон, но поели на славу. Заходили в порты Bodo, Ornes, Nesna, Sandnessjoen, Bronnoysund. В 20.20 прибыли в Рорвик. Здесь находился третий дайв-центр на нашем пути.

 

Если первый дайв-центр был в сравнительно большом городе, второй в небольшом поселке, то третий (http://na.namdalsnett.no/comp/ndive/index.html ) оказался вообще на отшибе – на берегу моря стояло несколько домиков:  Здесь и жить, здесь и нырять. Все сделано достаточно по уму и даже с выдумкой. Очень порадовала конструкция местного джакузи:  стоящего на берегу моря: в деревянную бочку, оборудованную лавками и подставками для пива, была вмонтирована печка из нержавейки. Конструкция оказалась достаточно эффективной. Это очень приятно понежиться в теплой водичке с видом на суровое море.

 

28.08.02 среда

29.08.02 четверг

Дайвинг в Рорвике.

 

Это оказалось по моему мнению лучшим местом для дайвинга на протяжении всего нашего маршрута. Несмотря на то, что по уверению местных (видимость неудачна, не сезон, приехали бы Вы к нам в июне) все было просто замечательно, а местами и необычно.

В этом дайв центре мы пересеклись с большой группой ныряющих фиников, кроме того была еще группа, которая безвылазно сидела на близлежащих остовах. Многие из них из года в год приезжают именно сюда понырять (вот вам и Красное море – мекка дайверов!). При чем, что интересно, иногда они делают специальные дайвы за морепродуктами. Вытаскивают немерянно крабов, гребешка, камбалы и т.д. и устраивают пир вокруг джакузи. На один из таких мы попали. Разогретые местной самогонкой (95 градусов!) мы быстро нашли общий язык хотя ни я финского, ни они английского не знали :-)

 

Вид из дайв-центра.

 

Организация дайва – традиционна. Оделись, на катер (тут это не надувная лодка, а металлическая, но трясет от этого не меньше) дайв, обратно, обед, опять дайв, обратно, и кто хочет еще ночное.

 

Выдержки из лог-бука

 

28.08.02

Klungset Strommol

Видимость 9 метров.

Второй дайв на приливе - канал с очень быстрым течением. Выбрасывают в его устье и течение тащит внутрь. Скорость до 10 км/час. Все проскакиваешь за 25 минут, потом подбирают и сбрасывают снова. Пока тащит - все очень красиво. Камни, ламинарии, огромные рыбы, крабы.

Я остался в заливе, не захотел еще раз кататься - решил поснимать. Много ракушек, крабиков. Тут макро надо ставить, у меня не тот объектив.

Пока плавал течение сменилось и потащило к выходу в море.

Дайв очень интересный, на 5 баллов.

    

 

29.08.02

Stero

8-9 m

Место погружения - скальный обрыв с каскадами уступов. Место очень понравилось. Жизнь просто кипит на склоне. Очень много камбалы разных видов, крабы 5-6 видов, другой рыбы. Камбала просто ползает по крабам.

В самом конце дайва нашли рыбу, напоминающую морского черта. Но к сожалению в камере остался только последний кадр :-(

Рыба оказалась очень покладистой - позволила себя взять в руки, переложить в другое место.

Дайв на твердую пятерочку.

     

 

29.08.02

Stero

8-9 m

Настолько понравилось место, что упросили отвезти нас во второй раз. Олег забыл перчатки, так что пошел соло..

По прежнему куча живности. Места красивейшие. Хотя и повторил утренний маршрут, но ту бородатую рыбку так и не нашел :-(

Дайв на 5 с плюсом!

Предложили сходить в ночное, но дико потек костюм. Я промок и от второго дайва пришлось отказаться

 

        

 

 

30.08.02 пятница

Рорвик – Харсонед

Пробег 592 км  В движении 7-12

 

В 8-55 утра выехали из дайв-центра. Нас ждал небольшой паром, после которого началась наикрасивейшая дорога, прорубленная в горах: , с которой открываются захватывающие виды , проходящая вдоль ущелий фьордов  просто красивых мест  и изобилующая водопадами  По дороге по прежнему встречались лоси и олени. Приблизительно на середине нашего дневного перегона мы пересекли границу Швеции. Цены в Швеции не могут не радовать – все же бензин в Норвегии непомерно дорог.

В18-10 мы прибыли в Херносед. Там мы садились на вечерний паром  до Васса (http://www.botnialink.se/ ). Этот паром весьма удобен – он идет как раз ночь, что позволяет, переночевав на нем, сэкономить по времени и на гостинице.

Это уже был третий тип парома, с которым мы познакомились за наше путешествие: грузовой паром. Его основное предназначение – перевозка большегрузных автомобилей. Именно по этому мы были порадованы бесплатным шоу: смотреть как фура с прицепом заезжает в трюм парома задним ходом – это весьма интересное занятие. Когда на погрузку пустили легковые, выяснилось что в этом пароме еще и две палубы – нас всех (все легковые) подняли на огромных лифтах на вторую в которой те 20-30 легковушек просо потерялись как иголка в стоге сена.

На этом пароме продают не каюты, а койки. И мы сильно опасались, что к нам в каюту кого-нибудь подселят (они тут все четырехместные) но обошлось – паром был загружен едва на треть своей вместимости.

 

31.08.02 суббота

Перегон Васса – Ковуолла

Перегон 441 км  В движении 4-52

Паром прибыл в 7-30 по Финскому

Дороги Финляндии  

Опять пошли ограничения скорости, за то бензин становится все дешевле и дешевле. Безусловно дороги южной Финляндии разительно отличаются от дорог северной Финляндии, они скорее ближе к нашим дорогам. Я имею в виду по пейзажам, а не по качеству.

В Коувола мы встретились с нашим старинным другом Эриком Халлом (erik.hall@pp.inet.fi) и бросив жен на произвол магазинов мы с ним отправились в местные водоёмы с целью понырять и опреснить оборудование после соленой воды.

Ныряли в течении в месте, в котором было 14 метров видимости. Было. Теперь нет. Наверное крайне жаркое лето привело к снижению видимости. То, что видели мы – это не больше полутора метров. Но и в этой видимости мы разглядели огромное количество рыбы. Были встречены также манта, акула (посему-то зеленого цвета), и затопленный пиратский корабль с сундуком, полным сокровищ:   Все объяснилось просто – у клуба Эрика там оборудован подводный полигон и все, кроме местной рыбы, они туда установили сами.

 

01.09.02 воскресенье

Ковуолла – Москва

Перегон 1001 км  Время в движении 10 –35

 

Ну все, пора домой – ребёнку завтра в школу собираться.

В 5-45 по Финскому времени выехали из Коувола, в 7-10 прошли границу в Брусничном (опять встречается много финнов, которые едут только заправиться и сразу обратно), порадовались что бензин все дешевле и дешевле, в 10-10 выехали из Питера, 18-40 были в Москве

 

 

Поезд через Питер

 

Ну вот и все. На следующий год непременно повторим – поедем дальше по Норвегии на юг!

 

Финансовый отчет:

 

За время поездки пройдено 5.202 км. израсходовано топлива 698 литров.

Средний расход топлива – 13.4 л/100 км

Время за рулем – 60 часов 13 минут, средняя скорость 86 км/час

Затраты (на трех человек):

Орграсходы, гостиницы, проживание в дайв-центрах – 298 дол/чел

Питание (один раз ресторан, кафе, подножный корм, плюс пиво, плюс вино) – 288 дол/чел

Топливо – 132 дол/чел

Оплата паромов – 178 дол/чел

Экскурсии, музеи – 49 дол/чел

Сувениры и покупки – 196 на всех

Дайвинг – 523 только на меня

 

Вся поездка – 3.577 долларов на троих при одном ныряющем.

 

Еще один отчет на ту же тему, написанный Олегом Саушкиным. По ссылке

 

Опубликовано в журнале «Нептун» № 2 за 2003 год

 

Домой