Белое море
Февраль 2004
Чудеса у полярного круга
Стоит позавидовать тем людям, которые имеют счастье жить у моря. Эти счастливчики имеют возможность погружаться круглый год и постоянно.
Между тем в Москве, где проживает основная масса наших дайверов, они вынуждены довольствоваться довольно редкими поездками, при чем в основном на тёплые моря. Это кажется весьма несправедливым.
В попытках хоть как-то намочить сохнущие жабры российские дайверы активно осваивают подмосковные водоёмы летом а также всё чаше и чаще можно увидеть их и на льду зимой. Ну озеро, в общем-то, озером, но иногда хочется чего-то большого и светлого. В прямом смысле этого слова - хочется чего-то большего чем озеро и с более светлой водой. В поисках этой мечты дайвер пытается решить сразу несколько несовместимых проблем: и чтобы побыстрее, и подешевле, поинтереснее, на короткий срок и, желательно, поближе...
В последнее время все больше нашего брата стали привлекать северные моря - Баренцево и Белое. И не смотря на то, что такие положительные стороны нырялки там как относительная доступность этих морей и крайне интересная природа сочетаются и с отрицательными (низкий уровень комфорта) все же поездка туда стоит того времени и денег, которые на неё затрачиваются.
Мне в последнее время довелось вот уже несколько раз понырять в этих северных морях, и, скажу вам, это мне настолько понравилось, что я непременно поеду туда ещё. Между тем все мои предыдущие поездки туда осуществлялись летом, а на дворе сейчас стоит зима. Уже давно меня подмывало посмотреть на то, что же творится там зимой. А после того, как я узнал, что в моем любимом Беломорском месте - поселке Чупа - завершена реконструкция гостиницы и там принимают группы дайверов для зимней нырялки - решение о поездке было принято.
Наше путешествие, к сожалению, осложнилось тем, что зима в этом году весьма теплая. По этому первую намеченную дату поездки (рождество) пришлось отменить - залив не успел покрыться льдом. Впрочем в дальнейшем мы об этом ничуть не пожалели, поскольку чем позже - тем длиннее становится день и тем большим временем для нырялки ты располагаешь.
И так вторая попытка. Мы наметили встретить праздник 23 февраля подо льдом Белого моря. Сборы недолги - мы собираемся всего на 4 дня, используя выходные и праздник. По этому берем только самое необходимое - оборудование, включая сухие костюмы, и теплую одежду - будем перемещаться на снегоходах. Всем остальным обеспечит принимающая сторона. Отзваниваемся - все хорошо, лед крепкий, погода неплохая, можно ехать.
21 февраля, Ленинградский вокзал, Поезд Москва-Мурманск. Отходит в первом часу ночи. Забрасываем оборудование в купе и молниеносно засыпаем - завтра можно отдохнуть и отоспаться - целый день будем ехать в поезде. Можно, конечно, было выбрать и другой маршрут - лететь самолетом на Мурманск и от туда 5 часов на машине. Также несколько раз я туда ездил на личном автомобиле - ведь каких-то 1600 км для бешенной собаки не крюк. Но на этот раз я лишь в дороге понял - насколько грамотно мы поступили, решив ехать поездом. Мы как-то забывает о том, что отдых начинается уже тогда, когда ты выехал из дома. Напротив, при полетах на самолетах как правило с ужасом думаешь о переполненных аэропортах, скандалах из-за ограничения веса багажа, о возможных многочасовых задержках, и о том, что надо выстрадать в неудобном тесном кресле. Даже пройдя все это и уже дорвавшись до вожделенного моря, вы все равно в подсознании помните, что все эти удовольствия будут поджидать вас на обратном пути, и это, безусловно, не скрашивает ваш отпуск. В поезде же картина совершенно иная - едешь не торопясь, места много, багажа - хоть завались. Есть время пообщаться с соседями, сделать давно планируемые и вечно откладываемые дела, отоспаться и творчески подойти к съеданию захваченной из дома снеди. Да и расстояние как раз подходящее - поезд до Чупы идет 28 часов.
Ну вот, 22-го числа в 5 утра мы выгружаемся из вагона на станции Чупа. Поезд стоит лишь две минуты и немедленно, как только мы выходим, уходит дальше на север. Вокруг тишина, снег, поразительно яркие звезды. Нас встречает машина - дальше трансфер до поселка Чкаловский. Это около часа по лесному грейдеру. И хотя вокруг совершенно темно - в свете фар проплывают такие фантастические пейзажи, что невольно понимаешь что ты уже совсем не дома. А когда на дорогу выскакивают зайцы, а вдоль нее долго в свете фар летят вспугнутые перепелки - накатывает ощущение какой-то нереальности происходящего. Сознание отказывается верить, что так бывает.
На
въезде в посёлок Чкаловский перед нами предстала совершенно фантастическая
картина: посреди белого снега и льда, на фоне звездного чёрного неба летел
корабль показавшийся сказочным: он был освещен яркими гирляндами, на мачтах
трепетали разноцветные флаги и окна его кают гостеприимно светились. Это было
настолько неожиданно, что в первые секунды я просто не поверил своим глазам. А
когда мы вошли в него я был сражён окончательно: там был настоящий ресепшн с
девушкой-регистратором, у пульта светились мониторы наружного наблюдения, нам
любезно были предоставлены каюты отделанные по евростандарту, а вверху в кают
компании нас ждал приготовленный для нас горячий завтрак. На картинке справа вы
можете увидеть этот фантастический корабль днём. Здесь и далее если кликнуть на
картинку - то можно посмотреть её в большем формате.
Поясню причину своей реакции: последний раз я тут был три года назад. Тогда этот корабль представлял собой ржавую посудину, вытащенную на берег и слабо приспособленную для комфортного проживания в нем людей. Все в нем, начиная с высоченного но хлипкого трапа, тесных промерзающих за ночь кают, маленького камбуза и тесной кают-компании, плохо работающих душа и малого количества туалетов может и было нормально для бывшего исследовательского судна, но с понятиями о комфортабельной гостинице совпадало мало. Я это воспринимал как должное - ну откуда тут, в северо-Карельской глуши, могли быть условия лучше? Интересный дайвинг с лихвой компенсировал все бытовые неудобства. Именно по этому то, что я увидел, поразило меня так сильно. за это время проведена кардинальная реконструкция гостиницы, проведен водопровод из ближайшего чистейшего озера, комфорт стал европейского уровня, и уж 3 звезды этой гостинице можно смело дать. Просто какие-то чудеса у полярного круга. Для дайверов - прекрасная сушилка для оборудования, а для айс-даверов - большая отлично сделанная сауна. Но о ней позже...
Дайв-центр
"Белое море" находится прямо у корабля. В дайв-центре
два компрессора, действующая барокамера. Есть буксировщики, но они, понятно,
зимой вряд ли могут быть использованы. Баллоны стальные
15 литров. Качают их до
150 бар, но в сочетании с холодной водой этого вполне достаточно. Дайв выходит с
максимальной глубиной 30-35 метров продолжительностью минут в 40. Вполне
достаточно.
И так после приезда мы подкрепились и отправились по каютам чтобы досмотреть сны, которые не успели досмотреть в поезде. Спали до 10-ти, после чего оказалось, что пора и погружаться. Первый дайв - чек. Недалеко от гостиницы, у острова Чернышова.
Одевались прямо на корабле. Потом 5 минут на буране и у Майны. Все приготовлено, две майны пропилены, страховочные концы закреплены на льду, обеспечением погружений занимается 5 человек обслуживающего персонала.
Сразу
бросилась в глаза непривычная для нас особенность льда: как видно на фотографии
на скалистом берегу острова сверху виден ледяной козырек, хотя сам лед находится
сильно ниже его. Загадочное явление. Пришлось спросить аборигенов почему так? К
стыду своему услышал настолько простой ответ, что если бы дал себе труд хоть
чуть-чуть подумать и сам бы догадался: прилив на Белом море достигает полтора
метра высоты. И лед, естественно, поднимается и опускается вместе с приливом.
Тот что намерз на камни острова остается вверху, тогда как все ледяное поле
уходит вниз. Все оказалось просто. А жаль: простые объяснения загадочных явлений
делает их менее красивыми почему-то...
Видимость на чек-дайве оказалась 8-10 метров. Не блестяще, но вполне терпимо.
К
сожалению с первого до последнего дайва шли постоянные отказы моих
регуляторов. MK20AF с D400 безобразно
замерзали, стоило при
температуре воды -1 погрузиться ниже 20-ти
метров. Приходилось немедленно переходить
на пони (MK20AF + R190) и перекрывать основной баллон. Пока дышал из пони,
отогревался основной регулятор.
До этого я достаточно много плавал подо льдом со своими регуляторами, отказов не было. Но Белое море заставило меня задуматься о том, что для серьезной нырялки необходимо приобрести нечто более морозоустойчивое.
Тем не менее, дайв
получился достаточно интересный -
много живности, голожаберники, звезды,
актинии, полипы. Бычок позволил взять себя в
руки, перенести на другое место - просто
досада, что пленка кончилась, он так забавно
строил рожи!
После дайва решили пойти пообедать. Благо гостиница рядышком, 5 минут на буране
В
ходе второго дайва был встречен пиногор - крупная, любопытная и добродушная
рыбка. Она долго и увлечённо позировала мне, но как всегда, пленка в аппарате к
тому моменту кончилась. Осталось только одно: показывать какого размера он был
тем, кто присутствовал на поверхности (см. фото)
На следующий день (23.02.03) на наш праздник
северная природа решила наконец нас
побаловать: Погода,
несомненно, наладилась - температура упала
до -25, отличная сухая солнечная погода.
Ночью наблюдали северное сияние!!! Долги и
безуспешно пытались снять на камеры
фантастическую и грандиозную игру света. Не
получилось ничего :-(
Сегодня
едем на бух-каньон, остров Олений. Это, в общем-то, рядом,
если по прямой. Но я с удивлением выяснил,
что море замерзает зимой даже в самые лютые
морозы далеко не везде - ему мешают
замерзнуть приливно-отливные течения. По
этому напрямую (около 1.5 км) проехать просто
нельзя, и мы вынуждены ехать сначала
километров 8 по берегу, а потом возвращаться
в точку погружения еще километров 5 по льду
и островам.
В нашем распоряжении три снегохода - буран берет на себя оборудование грузы и баллоны, а также все необходимое для организации нырялки на открытом воздухе, а наша группа с комфортом располагается на остальных двух снегоходах и санях, прицепленных к ним.
Дальность дороги целиком компенсируется
теми красотами, которые открылись нам при
проезде островов - поразительной глубины
синее небо органично сочеталось с белизной
островов, блеском льда и тем инеем, который
осел на деревьях. При температуре воздуха -25
от моря валил пар, который непостижимым
образом сочетался с ледяными наносами,
оставленными приливом. Иней, осевший на
иголках деревьев, создавал полное
впечатление, что ты находишься в отделе
продаж какого-то универмага в канун Нового
Года - тогда принято продавать искусственные
ёлочки, посыпанные какой-то белой дрянью. Я
думал, что в жизни так не бывает, ан нет, вы
только на это гляньте!
Прошлым летом в районе погружения был
специально затоплен подготовленный д
ля
погружения корабль. Размерами он ровно
такой, чтобы хватило одного дайва на его
детальное обследование. Ныряем на него.
Вода (как это ни странно при температуре
воздуха -25) открытая. Входим с берега.
Пытаюсь снять широким углом - но модели
делают все не то, немного мутят, потом, как
всегда отказывает хваленая Скубапро. Дело
кончается перекрытием баллона, переходом
на пони и всплытием с 20-ти метров на 10. После
отогрева попытка открыть вентиль ни к чему
не приводит - так закрутил, что открыть
тяжело. Всплыл,
попросил открыть вентиль,
отдал камеру (все равно широкий тут не катит)
и спокойно доплавал на 10 метрах рассматривая занимательнейших червячков
нерис и
гребневиков, взявшихся тут неизвестно
откуда.
На месте погружения установлен небольшой
фанерный домик - ровно такой, чтобы отогреть
группу из 6-8 человек дайверов и их
оборудование. Внутри газовая горелка, очень
тепло и комфортно. Можно безбоязненно
переодеваться. Видимость составила 8-10
метров. Народу было достаточно интересно,
но я не тащусь от железяк. Бог с ними. Посему
делать второй дайв не стал, поехали обедать
в гостиницу.
О питании стоит сказать отдельно. Сказать, что кормят сытно - ничего не сказать. Я лично паренёк немаленький, но даже я не мог осилить порцию целиком. А как вкусно! Местный повар еще в день заезда уточнил у нас наши пристрастия и готовил именно то, что нам нравилось. Стандартный набор ужина - салаты, селедки под шубой, холодцы, супчик Проскакивает на ура. На прощальный ужин подали вареники с картошкой, потом пошли с мясом да настолько вкусные, что когда наконец принесли с творогом никто из нас не смог отдать им должное. Бар работает с утра и до последнего посетителя. А что касается мяса...
Ладно, хватит, не будем об этом, а то аппетит разыгрывается.
Короче вернулись на базу, отобедали. Почему-то захотелось еще нырнуть.
Нет проблем - пока мы надеваем костюмы и собираем оборудование, ребята из обслуживающего персонала быстренько делают майну прям у причала, над которым расположена наша гостиница.
Погружение у причала понравилось не
сильно - помойка она и есть помойка. Просто
поразительно, но именно в этой помойке я
обнаружил аномально большое количество
моллюсков и питающихся ими звезд. Много бычков,
была замечена зубатка.
Так что дайв - так себе.
А вот сауна - это пять! Я не подозревал насколько приятно после погружения в минусовую воду оказаться в сауне и как следует пропариться! Тем более сауна просто класс - новая, сухая, большая и комфортная!
Естественны народные забавы по нырянию после бани в прорубь, ведь, как Вы сами понимаете, нашим дайверам дневных погружений недостаточно. Но до проруби идти-то около 50-ти метров! Нет проблем - все для клиента, оказывается. Подогнали снегоход, и выскакивающих из парилки везли с ветерком сначала в прорубь (ту самую майну, куда было совершено последнее погружение) а потом, что особенно ценно, и обратно. поездка ночью на буране в голом виде с валящим от тебя паром запомнится, думаю, всем участникам очень надолго! Праздник Защитников отечества было признано считать удавшимся!
24-го числа погода по прежнему продолжает нас
баловать - ночью было -30, опять наблюдалось
северное сияние (ей богу не вру, это
подтверждают даже те, кто не участвовал в
праздновании в предыдущий день), утро сухое, солнечное и
морозное. Световой
день сейчас уже большой -
от 9-ти утра до 17-ти вечера. Посему
собираемся на дальний выезд, на целый день
на мыс Картеш.
Снегоходы весело идут по промерзшему снегу.
Опять большую часть пути из предстоящих нам
25-ти километров проходим лесом. Выходим в
деревню Кереть, стоящую в устье реки Кереть.
Это летом одна из любимейших речек водных
туристов. Сейчас поражает красота
незамерзающих порогов, яркого солнца и
голубого неба. Останавливаемся для осмотра
красивейших мест и продолжаем далее наш
путь по льду устья Керети, а за тем и губы
Чупа. Впервые за поезду видим, что мы
действительно в море. Раньше на это
указывали лишь косвенные признаки (соленость
воды, например, приливы и отливы,
нагромождающие вдоль берегов целые торосы),
теперь же мы видим своими глазами полное
отсутствие берегов. Вдали на льду замечаем
лежащих тюленей. И не холодно им в -25 на льду
отдыхать!
Вообще любителям прогулок на Буранах надо
в первую очередь порекомендовать съездить
сюда. Вы только посмотрите на удовольствие
от поездки, написанное на этом лице:
Проезжаем биостанцию в устье Керети, держим курс на биостанцию на мысе Картеш. Следует отметить такую скученность биостанций, как положительный фактор - значит мы ныряем в уникальных местах.
На мысу Картешь уже ждет команда
обеспечения - стоит домик, в нем тепло, майны
сделаны, страховочные тросы расправлены,
баллоны и оборудование ждут дайверов.
Сказать, что данное погружение понравилось - значит ни чего не сказать! Это просто фантастика!
Прежде всего - видимость! Она явно больше 30-ти метров. Вода кристальной чистоты позволяет окинуть одним взглядом совершенно фантастический ландшафт - нагромождение камней уступами уходящие вниз, ламинарные сады до 5-ти метров, красивый обрыв с 20 до черт его знает какой глубины. С места моего нахождения прекрасно видно майны почти с максимального удаления по страховочному концу, и дайверов, плавающих рядом с ними. Это поразительное зрелище рождает крамольную мысль в ненужности погружений «на верёвочке». Это, безусловно, не так, давлю в себе бешеное желание обрести свободу и порезвится.
Кроме того, сравнительно тонкий лед (25 см)
и яркое солнце, бьющее через него, создают
прекрасное таинственное освещение. А у
берега! У берега просто фантастика! Сверху
этого не видно, а из-подо льда заметно, что
вся береговая линия льда состоит из
множества больших и маленьких льдинок,
наломанных приливом, переплетающихся в непередаваемых узорах.
Хотя прекрасно понимаю, что ничего толком не выйдет - беру цифровую мыльницу и снимаю ею общий план. Поразительно, но съемки метров с 20-ти от объекта что-то все равно дают!
Вода здесь по приборам постоянно -1 -2 градуса. Посему уже минут через 40-50 подмерзаешь. Вышли на поверхность все пораженные. Отогрелись в домике, пообедали и заторопились обратно под лед - уж больно место понравилось!
Отличный дайв на 5 баллов.
Ну, пора и домой, в Чкаловский. Обсуждаем
завтрашние планы, решаем нырять на острове
Борщевец. У ребят там не оказалось
установленного домика. Но это оказалась
совсем не проблема - домик грузится на санки,
цепляется к Бурану, потом ук нему же
цепляются еще санки с оборудованием и поезд
весело отправляется в путь.
25.02.04 Последний день нашего пребывания в
поселке Чкаловский начался по прежнему
замечательно. Температура поднялась
до -20-ти,
безоблачное небо, яркое солнце. Проезжаем
ставшую уже привычной дорогу до поселка
Кереть. При выезде на лед произошла
достаточно интересная встреча - нам
попалась группа из трех лыжников. Это было
достаточно удивительно - в этих местах
зимой людей просто нет. Мужики лет по 45-50 из
Москвы проводят свой отпуск таким образом -
на лыжах, на тройку недель, идут в глухие
места. Все свое везут на себе, ночуют на
улице в мороз, часть пропитания добывают
попутной рыбалкой. Весьма оригинальный
способ отдыха.
Наверное на наших лицах отразилось некое изумление и оторопь, поскольку расспросив о дороге они решили сфотографироваться с нами (напомню, всё это происходило на льду Белого моря при температуре -20). Правда ровно через две минуты мы были отомщены. Когда туристы узнали, кто мы такие и чем тут занимаемся, их лица выразили почти те же чувства, что и наши. Пожелав друг другу счастливой дороги мы расстались. При этом, наверное, каждая из наших групп испытывала некоторые сомнения в нормальности встреченных.
На месте погружения нас встретил уже
привычный сервис - домик, майны, тепло.
Погода начала портится - задул ветер, небо
затянуло тучами. Лед в этом месте оказался
толще -сантиметров 40. Из-за этого подо льдом
оказалось значительно темнее, и после
вчерашнего погружения нам тут, естественно,
понравилось меньше. Тем не менее достаточно
интересная живность, а рыба настолько
пассивна, что позволяет себя взять в руки.
Некоторые наши дайверы не удержались, и не
смотря на то, что к кормёжке никаких
претензий у нас не было, вытащили немного
рыбки на ушицу. При температуре воды в 0 и
воздуха в -20 она молниеносно превратилась в
свежемороженную.
На второе погружение пошел уже безо всякого желания - просто была задача добить пленку.
В соседней майне инструктор занимался тем, что проводил первую открытую воду у своего курсанта. Неплохо, согласитесь - первая вода под лед, при -20, метель, вода - 0 градусов! Я бы не решился, но этим северным людям, по-видимому, столь суровые условия вполне привычны. Погружение удалось, курсант был в восторге!!! Вот пойми людей после этого...
Поскольку погода стремительно портилась - мы безо всякого сожаления свернули оборудование и отправились в обратный путь - сегодня ночью у нас поезд на Москву.
По дороге в нежилой деревне Кереть встретили тех самых туристов из Питера. Они половили рыбки над порогами, натаскали семги на ушицу (как они сказали). Чувствуется время между этой и первой встречей они провели в попытках вникнуть в то, зачем это люди лазят под лед. Это выявил первый же вопрос, заданный ими нам с надеждой в голосе: «Ребят у вас может работа такая? Вы что-то там изучаете?». Когда узнали что нет, что это мы просто так отдыхаем, вежливо попрощались и скрылись в лесу на лыжах - в их движениях сквозило явное нежелание связываться с непонятными психами. При этом то, чем занимались они сами, они считали, безусловно, нормальным.
Хороший вечер в дружеской обстановке, прощальный ужин, расставание, пожелание хорошей дороги и приезжать ещё...
В 5 утра следующего дня мы были уде на поезде, который в обратном направлении стоит в Чупе аж целых 10 минут, что позволяет сесть на него без суеты. Весь следующий день посвятили анализу наших впечатлений и поеданию того, что повар в Чкаловском заботливо собрал нам в дорогу. И уже через день мы были в Москве. Когда выходили на вокзал не мог отделаться от впечатления, что все, что произошло за эти несколько дней, произошло не со мной, в какой-то чудесной сказке. Слава богу, что остались фотографии, свидетельствующие о том, что все это происходило на яву!
О ценах. Много или мало 410 евро за пять дней нырялки?
Так и слышатся слова: да я за эдакие деньги в Хургаду на неделю смогу прокатиться! Не спорю. Можно и в Хургаду. Только здесь вам не там. Погружение на Русском Севере - это отдельное удовольствие, которое я лично ни на какие красноморские рыбные бульоны не променяю. А зимнюю нырялку, также, не буду менять на летнюю. И то другое достаточно интересно и увлекательно. И если человек говорит, что он лучше в Красноморск поедет, бог с ним, значит до Белого моря он ещё не созрел. Придет время - даст бог созреет. Хочу только анпомнить, что в эту сумму включено все - проживание в прекрасных условиях, качественное питание, технически сложное обеспечение дайвинга. Ну а то душевное отношение местных ребят к нам, дайверам, ни за какие деньги не купишь.
В заключении несколько полезных советов. Если вы соберетесь сюда http://www.nereis.spb.ru/index.html зимой, помните, что совершенно нелишней будет теплая одежда, она поможет вам провести дальние поездки на снегоходах с комфортом. С этой же целью имеет смысл прихватить с собой горно-лыжные очки - тогда вы сможете любоваться окрестностями даже на приличной скорости. И еще - не повторяйте моей ошибки, для комфортного ныряния крайне рекомендую взять сюда действительно зимние регуляторы - не пожалеете!
При приобретении билетов возьмите лишнее место - у вас будет много багажа, с ним в купе напряжонка. Как показала практика одно лишнее место на троих даверов как раз то, что позволяет комфортно разместиться в купе и исключить ворчание проводника по поводу чрезмерного объёма и веса багажа.
Вот вроде и все.
Я лично приеду сюда непременно, и ещё не раз. Чего и вам советую!
Отдельно выражаю благодарности Анжелине Шишовой и Роберту Мазитову за любезно предоставленные фотографии.